НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «БЕЗОПАСНЫЕ И КАЧЕСТВЕННЫЕ АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ» — НАИБОЛЕЕ МАСШТАБНАЯ И АМБИЦИОЗНАЯ ПРОГРАММА МОДЕРНИЗАЦИИ В ИСТОРИИ ОТРАСЛИ. РЕАЛИЗОВАТЬ ПЛАНЫ В НАМЕЧЕННЫЕ СЖАТЫЕ ПЛАНОВЫЕ СРОКИ ВОЗМОЖНО ТОЛЬКО ПРИ УСЛОВИИ СКВОЗНОЙ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДОРОЖНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ ДО ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ ЗАДАЧ.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ — ЗАЛОГ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Успех реформы невозможен без вовлечения в процесс модернизации непосредственных пользователей автодорог: организаций, владельцев транспортных средств, пешеходов. Поэтому одна из основных задач нацпроекта — сделать дорожную деятельность максимально открытой и доступной для общественного контроля. С этой целью Агентством стратегических инициатив (АСИ) и РосдорНИИ при поддержке Минтранса России разработана платформа «Моя дорога».

Программа создана для отображения объективного уровня удовлетворенности граждан состоянием дорожно-уличной сети и их вовлечения в реализацию нацпроекта. Она поможет отраслевым структурам наладить обратную связь с пользователями автодорог, что упростит контроль качества работ, облегчит сбор информации о текущем состоянии дорожной инфраструктуры и позволит выстраивать стратегию деятельности в соответствии с интересами россиян.

В настоящий момент внедрение платформы происходит в 11 городах: в Великом Новгороде, Нефтекамске, Лабытнанги, Шатуре, Сочи, Волжском, Новомосковске, Петропавловске-Камчатском, Астрахани, Нижнем Новгороде и Набережных Челнах. В 2021 году в этих населенных пунктах будут сформированы муниципальные штабы по реализации программы «Моя дорога», внедрены стандарты вовлечения граждан в решение вопросов развития городской среды, реконструкции и строительства улично-дорожной сети, спроектирована система новой городской мобильности.

«Участие граждан в реализации программы «Моя дорога» позволит создать привлекательное и комфортное городское пространство с учетом климатических и региональных особенностей, — отмечает генеральный директор РосдорНИИ Алексей Варятченко. — Институт, в свою очередь, обеспечит муниципальным штабам экспертную поддержку для более качественной и эффективной реализации проекта».

ЦИФРОВАЯ ПЛАТФОРМА ОТРАСЛИ

Реализация программы «Моя дорога» и многих других проектов в рамках НП «БКАД» базируется на обмене большими объемами данных. Для их сбора и систематизации построена общедоступная информационная система контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов всех уровней (СКДФ). Фактически она является цифровой платформой отрасли и основой ее трансформации.

СКДФ — это распределенная информационная система с интерактивным интерфейсом, которая включает в себя полную базу объектов, информацию об их состоянии и обследованиях, планы по строительству и ремонту, данные о текущих и завершенных работах, а также сведения об использовании средств дорожных фондов. На основе регулярно обновляемых данных она позволяет автоматически формировать аналитическую и статистическую отчетность на трех уровнях: местном (улично-дорожная сеть), региональном и федеральном. Каждый из них содержит детализированную карту автодорог, их паспорта, сведения о состоянии транспортной инфраструктуры, о наличии аварийных и ремонтируемых участков.

Пользователями системы могут стать все заинтересованные субъекты дорожной деятельности: государственные и муниципальные ведомства, коммерческие организации, заказчики и подрядчики дорожно-строительных работ, владельцы и водители автотранспорта, а также граждане и общественные организации. Доступ к данным будет реализован через единый цифровой портал отрасли, а для граждан — через платформу «Моя дорога». Кроме того, для индивидуальных пользователей разрабатывается мобильное приложение «Гражданин», которое позволит не только получать информацию о состоянии дорожной сети и планах по ее развитию, но также направлять в адрес соответствующих ведомств запросы и предложения, жалобы, фото аварийных и проблемных участков и т. п. Пользователь, отправивший такое обращение, сможет контролировать его обработку и следить за ходом решения проблемы.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ДОРОГ «НА ХОДУ»

Создание и поддержание актуальности цифровой модели российской дорожной сети для СКДФ требуют постоянного обновления данных о текущем состоянии автодорог. Однако выполнить их «оцифровку» традиционными методами невозможно: это долго и дорого, к тому же информация очень быстро устаревает.

Для решения данной проблемы специалисты РосдорНИИ впервые в России спроектировали универсальную передвижную лабораторию непрерывной диагностики автодорог «Эскандор». Она представляет собой автопоезд, оборудованный новейшим измерительным оборудованием, компьютером с искусственным интеллектом для обработки и систематизации собираемой информации и средствами связи для ее выгрузки в СКДФ.

«Эта специализированная машина проводит экспресс-оценку дорожного покрытия в безостановочном режиме на скорости до 80 км/ч, то есть движется со скоростью транспортного потока, не останавливаясь и не создавая помех на трассе. В день она может «оцифровать» до 400 км дороги, а в случае отсутствия устойчивой связи способна в автономном режиме накапливать данные без выгрузки в СКДФ в течение 20 дней», — уточняет Алексей Варятченко.

Двигаясь вдоль дороги в транспортном потоке, лаборатория производит непрерывное измерение прочности дорожного полотна, оценивая величину его упругой осадки и форму чаши прогиба. Кроме того, осуществляются замеры продольной и поперечной ровности полотна (колейности), погрешность которых не превышает 1 мм. Также с помощью установленных в нижней части автопоезда датчиков измеряются глубина и профиль колеи. Одновременно происходит оценка сцепных свойств дороги и фиксируются дефекты покрытия.

Параллельно с контролем состояния дорожного полотна лаборатория производит его глубинное сканирование с помощью георадара. Это позволяет определить границы раздела конструктивных слоев дорожной одежды и ее обводнение, а также выявить ослабленные зоны, требующие ремонта.

Кроме того, на борту автопоезда установлен мобильный лазерный сканер, работающий по технологии LIDAR (Light Identification, Detection and Ranging). Система сканирует рельеф местности, дорожного полотна и прилегающих объектов для создания их цифровых двойников в так называемом облаке точек. При этом определяются размеры геометрических элементов дороги, позволяющие сформировать цифровой паспорт дорожной инфраструктуры и построить ее 3D-модель (например, для выполнения проектных работ с использованием BIMтехнологий). Интересно, что впервые метод LIDAR был использован для лазерной локации поверхности Луны и искусственных спутников Земли.

ВЕСЫ БОЛЬШЕ НЕ НУЖНЫ

Исследование параметров автомобильных дорог — лишь часть работы, которую нужно провести, чтобы спрогнозировать их износ и оценить необходимость в ремонте и реконструкции. Не менее важно постоянно контролировать характер транспортного потока — например, оценивать вес проезжающего грузового транспорта. Раньше для этой цели использовались пункты весогабаритного контроля со стационарными весами. По понятным причинам взвешивание автотранспорта на таких весах требовало значительного времени и создавало массу проблем.

Разработанная в РосдорНИИ новая технология взвешивания позволяет вычислить массу грузового автомобиля на ходу с помощью установленных непосредственно на транспортное средство бортовых датчиков осевых нагрузок.

Уже в ближайшее время встроенной системой контроля веса будет оборудован весь новый грузовой транспорт тяжелее 3,5 т. Благодаря этому каждый водитель получит точные данные о загрузке своего автомобиля и сможет передать данную информацию на терминал оператора по беспроводному каналу. При этом погрешность показаний датчиков осевых нагрузок в сравнении с сертифицированными методами контроля веса транспортных средств в статическом состоянии не превышает 5%.

По материалам пресс-службы РосдорНИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

г. Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д.30, корп.1
Тел: +7 (812) 905-94-36, +7 (931) 256-95-77