ПЕРВЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ГЕОСИНТЕТИКОВ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ ОТНОСИТСЯ ЕЩЕ К 70-М ГОДАМ ПРОШЛОГО ВЕКА. ТОГДА ЖЕ ПОЯВИЛАСЬ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ. ВМЕСТЕ С ТЕМ В 90-Х НАЧАЛСЯ НОВЫЙ ВИТОК РАЗВИТИЯ ТАКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. ТОГДА ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ПОЛУЧИЛИ ЗАПАДНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. ОДНАКО С ТЕХ ПОР МНОГОЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. А ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС, В ФОРМАТЕ ЗАОЧНОГО КРУГЛОГО СТОЛА РАССКАЗАЛИ ЭКСПЕРТЫ.

 

 

Использование инновационных материалов, как известно, ориентируется на повышение качества и увеличение межремонтных сроков автомобильных дорог и искусственных сооружений на них. Как вы в этом смысле оцениваете важность применения геосинтетиков?

Елена Пшеничникова:

— В настоящее время повышение качества строительства и увеличение сроков службы автомобильных дорог достигается чаще всего применением геосинтетиков. Замена армогрунтовыми конструкциями изделий из бетона либо конструкций из монолитного бетона при строительстве на нестабильных основаниях позволяет повысить срок службы сооружений, поскольку бетон не работает в условиях накопления остаточных деформаций в основании.

Армирование земляного полотна ячеистыми материалами, а также рулонными, позволяет перераспределить действующую нагрузку на основание, уменьшить осадку, предотвратить сдвиги. Таким образом обеспечивается устойчивость земполотна, улучшаются условия работы дорожной одежды, в результате повышаются межремонтные сроки.

Повышение межремонтных сроков дорожной одежды достигается также предотвращением морозного пучения, что осуществляется применением дренирующих (нетканый геотекстиль и др.) и гидроизолирующих (мембраны) материалов, препятствующих поступлению воды в земляное полотно, либо применением теплоизоляторов, исключающих промерзание пучиноопасных грунтов (пенополистиролы).

Повышению долговечности дорожной одежды способствует также применение рулонных армирующих материалов — геосеток, выполненных из различных материалов по тем или иным технологиям.

Константин Горьков:

— Я бы сказал, что в вопросе о применении геосинтетики как фактора повышения долговечности автомобильных дорог и искусственных сооружений не совсем применимо слово «важность», основным понятием в данном случае является целесообразность. А именно:

  • отсутствие необходимых инертных материалов как по качеству, так и по объему (использование геосинтетики позволяет применять инертные материалы в меньшем объеме и с более низкими физико-механическими показателями);
  • отсутствие полосы отвода или стесненные условия (применение геосинтетики позволяет устраивать высокие насыпи или подпорные стенки с меньшей шириной подошвы, за счет обеспечения устойчивости насыпей с более крутыми откосами);
  • удаленность от источников строительных материалов, карьеров, АБЗ, РБУ и т. д. (применение геосинтетики позволяет возводить достаточно широкий перечень конструкций и сооружений в отрыве от источников традиционных строительных материалов);
  • повышение долговечности, надежности и безопасности конструкций;
  • невозможность выполнения работ традиционными способами (применение геосинтетики позволяет исключать некоторые виды работ, тем самым уменьшая их стоимость и время производства, с обеспечением требуемых показателей конструкций).

Константин Вачнадзе:

— С каждым годом потребление геосинтетических материалов растет быстрыми темпами. Это мировая тенденция. Та же ситуация и в РФ. Среди причин растущего спроса можно перечислить несколько основных: все больше заказчиков, строителей и проектировщиков узнают о положительном опыте применения геосинтетических материалов, которые позволяют существенно экономить бюджет, ускорять темпы строительства, осваивать землеотводы с экстремальной гидро-крио-геологической картиной.

Виктор Парекко:

— Действительно, основные задачи геосинтетических материалов — повышение качества дорог и увеличение межремонтных интервалов. Регулярные тесты, адекватная ценовая политика и строжайший контроль качества производимых нами материалов позволяют утверждать, что они прекрасно справляются со своей миссией. Так, например, мы можем дать гарантию, что геосетка «Геофлакс ®», сэкономив на капиталовложениях в строительство до 45%, увеличит межремонтные интервалы в ходе эксплуатации дорожного покрытия втрое, при этом не ухудшая его качества.

Сейчас при укладке дорог в России чаще всего используются асфальтобетонные покрытия, к сожалению, не всегда пригодные для нашего климата и требующие частого ремонта. Экспертами уже предложена альтернатива — бетонные плиты, стянутые стальными тросами. Однако это существенно увеличивает стоимость возводимого дорожного полотна, кроме того, специалистов, способных осуществить такую работу, в России очень сложно найти. Здесь геосинтетические материалы являются здоровым компромиссом, позволяющим сохранить асфальтобетонное покрытие в целости в лю-бом климате, и при этом не требующим существенного увеличения вложений, частично окупая себя за счет снижения необходимых объемов насыпных материалов на первом этапе строительства и снижая частоту межремонтных интервалов при дальнейшей эксплуатации возведенного объекта транспортной инфраструктуры.

Из вышеописанного можно сделать простой вывод: современные геосинтетические материалы и разработанные на их основе технические решения повышают эффективность дорожного строительства и долговечность дорожного покрытия, без существенных финансовых потерь и дополнительных трудо- и времязатрат.

Евгений Чиреш:

— Появление и применение инновационных материалов — это этап технологической эволюции общества в процессе развития.

В свою очередь, мировой опыт использования геосинтетики насчитывает уже более 70 лет. При этом год от года идет увеличение объемов их производства и применения. Компании-производители постоянно совершенствуют качество, разрабатывают новые виды материалов, а также расширяют области их использования. Этот факт однозначно свидетельствует об эффективности применения ГМ и в дорожном хозяйстве.


Повлияла ли на российский рынок геосинтетических материалов (производство и продажи) ситуация с введением антироссийских санкций? Есть ли проблемы по импортозамещению?

Марина Хрусталёва:

— Чтобы понимать, какова ситуация с импортозамещением на сегодняшний день и чего ожидать в будущем, коротко рассмотрим, как развивался рынок ГМ в динамике

Геосинтетики используются в дорожном строительстве со второй половины ХХ века. На первом этапе они были представлены тканым и нетканым геотекстилем, а также гидроизоляционными пленками, и выполняли функции фильтрации, разделения, армирования, защиты и гидроизоляции.

Первые типы ГМ и решения с их применением были разработаны в США, Германии, Великобритании и Франции. Позже эти решения стали использоваться и в социалистических странах, в том числе в Китае и Советском Союзе. В СССР с 1977 года было налажено производство нетканого геотекстиля. Другие типы ГМ и решения с их применением поступали, в основном, из-за рубежа.

Второй этап развития рынка ГМ — это конец ХХ — начало ХХI века, когда объем их потребления стал интенсивно расти. В Россию эта «волна» пришла с небольшим запозданием. Уже тогда в нашей стране началось массовое производство различных типов ГМ, причем как импортных марок, так и материалов отечественной разработки.

На сегодняшний день технические решения с применением геосинтетики используются при строительстве объектов практически во всех отраслях промышленности и в сельском хозяйстве. В дорожном хозяйстве наиболее часто востребованы следующие функции ГМ:

  • армирование дорожных покрытий;
  • армирование слоев и оснований дорожной одежды;
  • противоэрозионная защита;
  • различные типы противофильтрационных экранов;
  • дренажные системы;
  • материалы вспомогательных функций / локального назначения.

Об успешном процессе импортозамещения свидетельствуют следующие факты:

  • уже сейчас ГМ отечественного производства занимают не менее ¾ общего объема потребления российского рынка, и можно предположить, что в будущем они займут практически весь рынок;
  • сырье для производства ГМ большей частью имеет российское происхождение; определенные сложности в текущей геополитической ситуации вызваны лишь локальными сбоями в поставках запчастей к импортному оборудованию.

Виктор Парекко:

— В динамично изменяющемся мире нужно быть готовым к любым резким поворотам. Санкции и СВО, безусловно, повлияли на нас. С одной стороны, если говорить о востребованности нашей продукции, то здесь мы не ощутили каких-либо проблем. Оптовый спрос не упал, появился дополнительный спрос от розничного покупателя, то есть, по идее, мы должны наращивать свои производственные мощности, что мы и пытаемся сделать, попутно вводя в свой ассортимент и новые товары, например, геотубы. С другой стороны, увеличение объема производства теперь — это не так просто, как раньше. Самое главное затруднение — недостаток сырья для изготовления геосинтетических материалов. Полностью перейти на отечественное сырье не получается, так как его попросту недостаточно для наших объемов, поэтому мы вынуждены его импортировать. Происходящее с конца февраля нарушило наши транспортные цепочки. Перед нами встал вопрос о переориентировании в этом направлении, об активном поиске новых поставщиков. Как вы понимаете, у нас это получилось.

Касательно оборудования, на котором изготавливаются наши материалы — в данный момент оно работает стабильно и имеет достаточный потенциал для дальнейшей работы без поломок. Однако мы также уже нашли специалистов, готовых предоставлять детали и осуществлять технический осмотр и наладку наших производственных машин, если это потребуется. Проблем с поставкой нового оборудования тоже не видим.

Елена Пшеничникова:

— Основная часть геосинтетических материалов, используемых сейчас в РФ, выпускается отечественными предприятиями. Однако в производственных процессах все-таки часто используется зарубежная продукция. Это необходимые комплектующие, ингредиенты. В некоторых случаях зарубежная продукция доступна, но ее цены возросли, что, соответственно, ведет к удорожанию выпускаемых геосинтетиков. Поэтому импортозамещение направлено, в основном, на поиск, разработку и использование сопутствующих материалов отечественного производства 

Константин Вачнадзе:

— На наш взгляд, ситуация в последнее время крайне непростая. Заметно сократилась сырьевая база, увеличились сроки поставки и стоимость транспортировки. Не менее сложная обстановка складывается и с поставками расходных материалов и комплектующих для производственных линий. Благодаря хорошим партнерским связям и профессионализму сотрудников, компании «Сотерра Инжиниринг» (ранее Tensar), однако, удается адаптироваться к новой реальности и выполнять свои обязательства перед заказчиками.

Если говорить о технологиях ремонта и строительства с применением геосинтетических материалов отечественного производства, то задача импортозамещения решается успешно, причем не год, а на протяжении минимум восьми лет. А в сегодняшней ситуации те производители, которые не решились разместить свои заводы на территории РФ и стран Таможенного союза, сильно «просели» в поставках на российские проекты или почти полностью прекратили свою деятельность.

Константин Горьков:

— Да, санкции повлияли на производство геосинтетических материалов. К сожалению, большинство оборудования и ПО для работы на нем — европейского производства, хотя сейчас появился широкий спектр аналогов из Китая. Также многочисленные присадки и добавки, входящие в состав геосинтетических материалов, имели импортное, западное происхождение. Но надо сказать, что российским производителям удалось заменить большую часть из них аналогами либо отечественного, либо китайского производства.

Андрей Бурыкин:

— Я при сложившейся ситуации вижу проблему с несколько другой стороны. На мой взгляд, наиболее остро в сегменте геосинтетики для дорожного строительства сейчас стоит вопрос обеспечения российского рынка качественным сырьем, необходимым для выпуска геотекстиля. Если точнее, то речь идет о синтетическом ПЭТ-волокне, которое получают из отслуживших ПЭТбутылок.

В России есть отраслевые производства, специализирующиеся на выпуске данного волокна. Однако в настоящее время многие из них не задействует большую часть своих мощностей. Связано это с обилием дешевого импортного сырья, поставляемого сегодня на российских рынок из Азиатско-Тихоокеанского региона. Волокно завозится из Китая, Ирана, Узбекистана и других стран.

В этих государствах развита система сбора и переработки ПЭТ-бутылок, из которых и получат вторсырье, используемое для производства геотекстиля. Отрасль там поддерживается на уровне правительств в виде субсидий, льготных тарифов на электроэнергию и специальных программ налогообложения. При этом во многих странах официально запрещено экспортировать ПЭТбутылки, вывозить сырье можно только в переработанном виде — в качестве волокна и т. п.

Российский рынок получает дешевое и зачастую низкокачественное зарубежное волокно. Поток зарубежного ПЭТ-волокна значителен, в некоторых случаях он не облагается таможенными пошлинами. Внутри страны действующие производители вынуждены нести потери из-за простоев, страдает рынок занятости, поскольку персонал находится либо в вынужденном отпуске, либо сокращен. Если ситуация будет развиваться в этом же направлении, то отечественная отрасль переработки окажется в глубоком кризисе, а компетенции по производству волокна просто утратятся. Получается уже не импортозамещение, а наоборот — замещение импортом отечественной продукции.

И, я полагаю, в этом сегменте первое, чего ждет отрасль — ввод заградительных пошлин на импортное волокно. Ведь сейчас иностранные государства, по сути, продают у нас свой мусор, а мы свой мусор не перерабатываем, а утилизируем.


Какие отечественные технологические решения уже доказали свою эффективность при строительстве и ремонте дорог и мостов? Можете ли привести примеры повышения качества и долговечности объектов?

Елена Пшеничникова:

— Многие материалы и технологии, применяемые в РФ, были разработаны за рубежом, а в нашей стране получили развитие, поэтому не всегда просто обозначить границу, где кончаются зарубежные разработки и начинаются отечественные.

Один из примеров применения собственно российских технологий — геоконтейнеры для укрепительных работ. Один из объектов — укрепление размываемого обрыва на реке р. Малый Сулак в Дагестане (сейсмоопасный район). Гибкие геоконтейнеры размером 3,0×1,5×1,0 м были использованы, потому что они малочувствительны к деформациям оснований. В процессе монтажа контейнеры устанавливали ярусами вдоль обрыва вплотную к отвесному берегу, связывали между собой монтажными петлями и лентами, образуя единую конструкцию. Общая высота конструкции составила 10 м.

Результаты осмотра, выполненного после нескольких лет эксплуатации, показали, что сооружение сохранило прочность и устойчивость.

Константин Вачнадзе:

— Геосинтетические материалы активно применяются при восстановлении асфальтобетонных покрытий, при противоэрозионных мероприятиях. Очень популярными стали технические решения под названием «мостовые устои с раздельными функциями», в которых подходная насыпь, армированная высокопрочными геосинтетиками, снижает давление на опору. Срок эксплуатации такого объекта составляет 100 лет.

Константин Горьков:

— Добавлю, что с 2015 года применяется технология санации водопропускных труб с применением несъемной опалубки из рукава полимерного защитного (HDPE), уже доказавшая свою эффективность, позволяя увеличить межремонтные интервалы и в целом долговечность искусственных сооружений.

Кроме того, показали свою техническую и экономическую эффективность технологии армирования КДО, пластовые дренажи, подпорные армогрунтовые стенки, армирование насыпей и усиление слабых оснований, укрепление откосов насыпей геосинтетическими материалами.

Виктор Парекко:

— Отечественная геосинтетика уже долгие годы применяется при строительстве и ремонте дорог и мостов. Геотекстиль и геосетка разделяют слои дорожного пирога, укрепляют асфальтобетонное покрытие, защищают его от образования колейности, ям, рытвин и т. д., тем самым позволяя увеличить срок службы возводимого инфраструктурного объекта.

Примеров успешного использования таких материалов — великое множество, ведь в настоящее время они закладываются буквально в каждую строительную смету, связанную с возведением новой дороги или моста. Дорожный пирог любой трассы федерального или регионального значения в своем составе содержит геотекстиль и/или геосетку. Строительство Крымского моста также не обошлось без использования геосинтетических материалов.

Евгений Чиреш:

— Учитывая многолетний опыт работы входящего в нашу группу компаний АО «СТЕКЛОНиТ», где производятся ГМ, и реализации разработанных технологических решений с применением геосинтетиков, можно сделать вывод, что эффективность применения материалов определяется несколькими факторами. Прежде всего — качеством произведенной продукции, обоснованием ее применения в дорожной конструкции (согласованным проектным решением) и добросовестным, с соблюдением всех требований, выполнением строительно-монтажных работ. 

Ведутся ли на сегодняшний день новые разработки?

Елена Пшеничникова:

— Разработки в области геосинтетики успешно ведутся. Можно выделить следующие направления:

  • улучшение качеств геосинтетических материалов, применяемых в дорожном строительстве;
  • разработка новых материалов;
  • адаптация синтетических материалов, созданных для других целей, к дорожному строительству;
  • разработка композитов на основе имеющихся материалов.

Так, в свое время появление высокопрочного тканого геотекстиля позволило существенно расширить область применения этого материала, разработать композиты (пространственная ячеистая геооболочка и другие изделия, заполняемые грунтом). В настоящее время выпускают все более прочную ткань, из которой выполняют те или иные изделия (геооболочки, геоконтейнеры и др.), которые позволяет армировать грунтовые массивы значительных объемов при сооружении грунтовых подпорных стен и высоких насыпей.

К числу новых композитов следует отнести, например, термоармирующие конструкции, предназначенные для применения в зоне вечной мерзлоты и представляющие собой силовой материал (геооболочку), оснащенную рулонным теплоизолирующим материалом и выполняющую две функции — армирование и теплоизоляцию.

Марина Хрусталёва:

— Можно выделить тенденцию роста производства и применения более сложных ГМ — геокомпозитов. Они позволяют, в частности, снизить количество инертных материалов и существенно упростить строительные работы в затрудненных условиях. Результатом является значительное снижение стоимости строительства и улучшение эксплуатационных характеристик объектов.

Разумеется, использование стандартных типов ГМ также по-прежнему актуально. В дорожном строительстве наиболее массовое применение получили материалы для армирования грунтов и асфальтобетона. Новые федеральные трассы проходят по территориям с очень сложными инженерно-геологическими условиями. Поэтому на сегодняшний день самыми емкими направлениями в применении ГМ являются армирование грунта на слабых основаниях и противокарстовое армирование.

Высокопрочные геополотна и геокомпозиты — это основные материалы для выполнения данных функций. Расчетные методики с их применением позволяют решать эти и многие другие задачи, что было нереально еще 20-30 лет назад.

Виктор Парекко:

— Наше оборудование позволяет экспериментировать с введением новых номенклатурных групп товаров, что дает нам возможность быть гибкими в своем ассортименте и помогает понять, в каком направлении двигаться дальше.

Константин Вачнадзе:

— Да, залог успешного развития — это безостановочный поиск новых решений и рационализация уже существующих. Наша компания сегодня занимается конструированием искусственных армогрунтовых сооружений с жесткой облицовкой на осадочных фундаментах. Ведутся научные работы по строительству на многолетнемерзлых грунтах. Наш инженерно-конструкторский отдел работает над внедрением новых типов георешеток для стабилизации оснований дорожных одежд.

Евгений Чиреш:

— ГК «Рускомпозит» постоянно находится в поиске и в диалоге с ключевыми представителями автодорожной отрасли, анализируя существующие потребности и разрабатывая новые материалы как под конкретные запросы заказчиков, так и для рынка в целом.

Константин Горьков:

— Разработки инновационной геосинтетики ведутся постоянно. Например, в области оценки и повышения долговечности ряда геосинтетических материалов, применяемых для дорожного и промышленно-гражданского строительства.


В целом, как вам видятся перспективы развития рынка геосинтетических материалов в России?

Елена Пшеничникова:

— Развитие рынка может идти такими путями, как расширение ассортимента выпускаемых изделий и снижение себестоимости продукции. Второй путь — достаточно сложный в период общего роста цен. Однако, я думаю, и здесь можно найти выход.

Виктор Парекко:

— Российский рынок сбыта геосинтетических материалов очень перспективен. Он активно развивается и имеет довольно большой потенциал, подкрепленный не только объемом работ, но и инициативами, исходящими от Правительства РФ. Для примера возьмем основную сферу применения геосинтетики — дорожное строительство. В первую очередь, поражают масштабы возможного использования материалов: в настоящее время автодорожная сеть нашей страны имеет общую протяженность около 1452,2 тыс. км, из которых 51,9 тыс. км — дороги федерального значения, 515,8 тыс. км — регионального значения, 884,5 тыс. км — местного значения.

Мы не строим иллюзий относительно состояния этих дорог. Конечно, Россия стабильно поднимается в рейтинге качества автомобильных магистралей, однако, скажем так, до первой десятки еще очень далеко. Достигнуть передовых позиций поможет как раз-таки наша работа, а точнее — работа наших материалов.

Геосинтетики, однако, используются ведь не только в дорожном строительстве. Еще одна относительно новая и поэтому перспективная для России область широкого применения наших материалов — природоохранная сфера. Национальный проект «Экология» выступает инициатором более ответственного отношения промышленных предприятий к окружающей среде. Мы всегда готовы поспособствовать этому, устраивая с помощью геоматериалов лагуны для животноводства и шламохранилища, полигоны ТБО и ТКО с дальнейшей рекультивацией земель и т. д. И опять же, большая работа предстоит не только в создании чего-то нового, но и в устранении уже «накопленного» негатива из-за бездействия в этой сфере в прошлом.

Кроме вышеперечисленных областей, геосинтетика применяется в гражданском и промышленном строительстве, в области добычи полезных ископаемых. В общем, нам есть где работать, чем работать, и, самое главное — мы знаем, как делать это правильно и эффективно.

Евгений Чиреш:

— Мы наблюдаем ежегодный рост спроса на геосинтетические материалы для строительства автомобильных дорог (ремонт и реконструкция) и дорожной инфраструктуры на территории России, а теперь и включая новые регионы, присоединенные к РФ. Однако крупные российские и зарубежные производители продолжат вести конкурентную борьбу за рынок.

Конкуренция стимулирует постоянный рост качества выпускаемых геосинтетических материалов. На отрасль, однако, негативно влияет ценовой демпинг со стороны комплектовщиков, поставляющих геосинтетику из Китая или контрафакт, выдавая один продукт за другой.

Марина Хрусталёва:

— Перспективы применения ГМ — глобальные и открывают возможности к освоению сложнейших климатических и геологических регионов мира, в том числе тех, где еще недавно строительство считалось невозможным.

Отдельно хочется сказать об экологической ответственности производителя на примере завода «МИАКОМ» в пос. Рощино (Курортный район СанктПетербурга).

Наше производство работает по замкнутому безотходному циклу, как, например, заводы в Швеции или Финляндии. Такой бережный подход позволяет минимизировать негативное воздействие на окружающую среду.

Константин Горьков:

— С учетом накопления опыта и базы знаний по оценке долговечности геосинтетики, как нам видится, ожидается бум развития геосинтетических материалов с новыми, повышенными и улучшенными показателями и характеристиками.

Константин Вачнадзе:

— Мы тоже считаем рынок геосинтетических материалов в России перспективным для развития.

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская 97, к.2, лит а
Тел: +7 (812) 905-94-36, +7 (931) 256-95-77