Ценообразование: на пути к совершенству
И. В. ШАБАРЧИНА, к. э. н., зам. директора департамента ценообразования ФАУ «РОСДОРНИИ», доцент кафедры «Экономика дорожного хозяйства» МАДИ
В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ В СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ПРОДОЛЖАЕТСЯ РЕАЛИЗАЦИЯ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ И СМЕТНОГО НОРМИРОВАНИЯ.
В рамках этих мероприятий в части стоимости проектных работ происходит переработка справочников базовых цен на новые документы, которые называются «нормативные затраты».
В том случае, если еще продолжают действовать справочники базовых цен, то их и необходимо использовать. Если же в качестве документов уже приняты «нормативные затраты», то для определения стоимости проектных работ необходимо применять новую методику, которая была утверждена в 2021 году и регламентирована приказом Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр. Если речь идет об определении стоимости изыскательских работ, то необходимо использовать приказ Минстроя России от 09.01.2024 №1/пр.
В настоящее время в федеральный реестр сметных нормативов включено порядка 70 справочников базовых цен, но вместе с тем также уже разработаны и утверждены 13 нормативных затрат на разные виды работы.
Однако недавно появились изменения, введенные приказом Минстроя России от 03.02.2025 № 51/пр.: утверждены новые нормативные затраты (НЗ), которые позволят определять сметную стоимость работ по разработке как проектной, так и рабочей документации в отношении объектов дорожного хозяйства. Данный документ был разработан ФАУ «РОСДОРНИИ» совместно с привлечением проектного дорожного сообщества.
Разработка нового документа была обусловлена тем, что с 2007 года произошло большое количество различных изменений. В числе прочего, изменились требования к составу разделов проектной документации в отношении объектов дорожного хозяйства, появились новые разделы. Это проект полосы отвода, раздел, который связан с обеспечением требований к безопасности линейных объектов. Также приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402 была утверждена новая классификация работ по капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог. Кроме того, введена новая методика определения стоимости работ по подготовке проектной документации, утвержденная приказом Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр.
Таким образом, новый документ уже утвержден, сведения о нем внесены в федеральный реестр сметных нормативов, а это означает, что его обязательно применять при определении сметной стоимости работ по разработке как проектной, так и рабочей документации в отношении объектов дорожного хозяйства.
НЗ включают в себя параметры цен проектных работ, а также корректирующие коэффициенты.
Параметры цен проектных работ разработаны в отношении трех групп:
- автомобильных дорог общего пользования с I по V технической категории;
- пересечений и примыканий, а также транспортных развязок вне населенных пунктов (в том числе по типам «труба», «ромб», «турбина», «трехуровневая развязка»);
- прочих объектов: площадок различного назначения (отдыха, парковки, смотровые, досмотра пассажиров и грузов, для размещения трансформаторных подстанций, локальных очистных сооружений, хранения снега и систем снеготаяния и т. п.);
- шумозащитных (акустических) экранов с фундаментами на свайном или естественном основании;
- остановок общественного транспорта. Параметры цен проектных работ установлены: для автомобильных дорог — в зависимости от категории дорог и категорий сложности проектирования;
- для пересечений и примыканий, а также транспортных развязок вне населенных пунктов — в зависимости от типа транспортной развязки и категории сложности проектирования.
Для автомобильных дорог, пересечений и примыканий, а также транспортных развязок вне населенных пунктов, параметры цен установлены для трех категорий сложности проектирования в зависимости от рельефа местности, плотности застройки территории и густоты инженерных и транспортных коммуникаций. Для определения категории достаточно наличия одного из признаков, характеризующих сложность.
Также в НЗ был разработан целый перечень корректирующих коэффициентов к параметрам цен проектных работ, в том числе учитывающих:
- устройство полос движения более 4-х для автомобильных дорог I технической категории;
- устройство дренажей мелкого и глубокого заложений, перехватывающие плоскостные и т. п.;
- устройство барьерного ограждения для автомобильных дорог II и более низких технических категорий;
- наличие тротуаров и (или) велосипедных дорожек, разрабатываемых в составе проектируемой автомобильной дороги;
- устройство насыпи или выемки высотой (глубиной) более 12 м;
- устройство покрытий тонкослойных, монолитных и сборных цементобетонных;
- устройство слоев морозозащитных и (или) использование теплоизоляции;
- устройство слоев из геосинтетических материалов, применение которых требует дополнительных расчетных обоснований;
- пересечение (примыкание) в одном уровне;
- необходимость проектирования сводного строительного генерального плана;
- удаленность объекта от границ городов;
- необходимость разработки материалов для тендерной (конкурсной) документации на строительство;
- неблагоприятные грунтовые условия (переувлажненные грунты, подвижные пески, засоленные грунты, водонасыщенные грунты).
Условия применения корректирующих коэффициентов указаны в п. 171 приказа Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр.
В соответствии с НЗ, стоимость проектирования реконструкции автомобильных дорог, пересечений, примыканий, транспортных развязок, прочих объектов рекомендуется определять в соответствии с п. 156 приказа Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр, а именно с применением к параметрам цен проектных работ коэффициента до 1,5 для обычных объектов и до коэффициента 2 в случае проектирования опасных, технически сложных и уникальных объектов.
В то время как в «Справочнике базовых цен на проектные работы для строительства. Автомобильные дороги общего пользования», рекомендованном к применению письмом Росстроя от 09.10.2007 № СК-3743/02 (далее —СБЦ), к базовой цене проектных работ применялся коэффициент для любого объекта в размере от 1,2 до 1,5.
В соответствии с пп. 1 п. 159 приказа Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр корректирующий коэффициент на капитальный ремонт, применяемый к параметрам цены проектных работ, составляет 0,5. В НЗ установлено, что:
- стоимость работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт определяется с учетом разделов, установленных заданием на разработку проектной документации на капитальный ремонт (далее — задание), по параметрам цен в отношении автомобильных дорог, пересечений, примыканий, транспортных развязок, прочих объектов с применением таблиц относительной стоимости, указанных в НЗ;
- стоимость работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт с увеличением числа полос движения определяется с использованием параметров цен в отношении автомобильных дорог, пересечений, примыканий, транспортных развязок, без применения таблиц относительной стоимости из НЗ, для числа полос движения, указанных в задании, после проведения капитального ремонта;
- стоимость работ по разработке проектной документации на капитальный ремонт определяется с применением корректирующего коэффициента в размере 0,9;
- при этом коэффициент 0,5, предусмотренный п. 159 приказа Минстроя России от 01.10.2021 № 707/пр, дополнительно не применяется.
В СБЦ к базовой цене проектных работ применялся коэффициент для условий нового строительства в размере не более 0,85 в зависимости от состава и объема работ.
Кроме указанных вопросов, мы совместно с представителями дорожного проектного сообщества в процессе разработки НЗ столкнулись с рядом проблем, которые требуют дополнительного учета и, безусловно, урегулирования. Это так называемые дополнительные (сопутствующие) работы, возникающие при подготовке проектной документации на объекты дорожного хозяйства.
В результате сформировался целый перечень дополнительных затрат, которые необходимо определять при расчете стоимости проектных работ. Это, например, планировка территории, экономические изыскания, работы по освоению лесов и т. д.
В настоящее время РОСДОРНИИ разрабатывает шесть документов в соответствии с Планами утверждения (актуализации) сметных нормативов, а именно:
- разработка нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для проектирования интеллектуальных транспортных систем на автомобильных дорогах и сооружениях на них;
- разработка нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для проектирования систем транспортной безопасности на автомобильных дорогах и сооружениях на них;
- разработка нормативных затрат на работы по обследованию автомобильных дорог и сооружений на них в целях подготовки проектной документации;
- разработка нормативных затрат на работы по экономическим изысканиям для автомобильных дорог;
- разработка нормативных затрат на разработку документации по планировке территории автомобильных дорог;
- актуализация нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для создания инженерной защиты территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов, утвержденных приказом Минстроя России от 13.12.2023 № 912/пр, в части включения затрат, возникающих при выполнении дорожных работ.
Следует отметить, что это первый шаг на пути к совершенствованию ценообразования в дорожном хозяйстве в части проектирования. Впереди будет еще немало интересных решений, которые позволят повысить достоверность определения сметной стоимости проектных работ.