Регина Фомина,
главный редактор

НОВЫЕ ДОРОГИ. КАКИМИ ОНИ БУДУТ?

Долгожданное лето вступило в свои права. Стихло многоголосье в конференц-залах прошедших дорожных мероприятий, улеглись горячие профессиональные споры в переполненных аудиториях. Дорожники вышли в поля — в разгаре строительный сезон. Впереди — многие километры дорог, которые им предстоит проложить или отремонтировать.

О том, как построить дорогу, которая отвечала бы современным требованиям безопасности, комфорта и обеспечивала бы требуемые межремонтные сроки, немало сказано и экспертами, и специалистами-практиками. Их мнения в отношении устройства дорожного основания, выбора типа асфальтобетона и подходов к проектированию не всегда совпадают. Новые тренды Госкомпании «Автодор», направленные на снижение расходов на проектирование и строительство объектов дорожной инфраструктуры, не получили безусловной поддержки среди специалистов и инвесторов. Есть объективное мнение, что всем нововведениям должны обязательно предшествовать годы натурных испытаний, а применяемые решения следует оценивать с учетом их экономической эффективности на протяжении всего жизненного цикла объекта, а не сиюминутной экономии. Кроме этого, лично мне, как автолюбителю, озвученная возможная перспектива строительства платных скоростных дорог с раздельным трассированием, но без освещения не показалась оправданной, ведь освещение на дорогах — это не только комфорт передвижения, но, в первую очередь, — безопасность.

Нам обещают, что в обозримом будущем Юг России станет ближе благодаря строительству новой скоростной трассы М-4 «Дон» — Сочи и приведению к нормативу подъездных дорог к побережью и горнолыжным курортам. Конкретные сроки начала проектирования и строительства не озвучиваются, но известно, что до 2030 года будут завершены ТЭО и ППТ. Однако уже сегодня с удовлетворением можно отметить, что работы на строительстве обхода Адлера, одного из этапов 3-й очереди обхода г. Сочи, идут полным ходом.

Всем дорожникам, кто сегодня трудится на этом и других строительных объектах — мой низкий поклон, ну а тем, для кого июль — месяц заслуженного отпуска, хорошего отдыха и новых впечатлений!

С уважением,
главный редактор Регина Фомина
и весь творческий коллектив

ТехИнформ в Телеграм
Скрыть журналы

Якутский мост через Лену: дорого, но эффективно

СТРОИТЕЛЬСТВО МОСТА ЧЕРЕЗ РЕКУ ЛЕНУ В ЯКУТСКЕ ОБСУЖДАЛОСЬ ДЕСЯТИЛЕТИЯМИ. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ОТКЛАДЫВАЛАСЬ ПО РАЗНЫМ, НО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ФИНАНСОВЫМ ПРИЧИНАМ — ВВИДУ КАПИТАЛОЕМКОСТИ. НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ МОСТОВОЙ ПЕРЕХОД ОБЩЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТЬЮ 14, 5 КМ СТРОИТСЯ В РАМКАХ КОНЦЕССИИ. ПОМИМО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕКТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СЕВЕРА, ОПРЕДЕЛЕНА И ЕГО КОНКРЕТНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЛЯ ЯКУТИИ. ЦИФРЫ БЫЛИ ОЗВУЧЕНЫ 7 АПРЕЛЯ НА ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ В ТАСС

О ПРОЕКТЕ

Напомним, первоначально соединение берегов Лены в районе Якутска планировали еще в 1980-х гг. в рамках строительства Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. С распадом СССР, однако, стройка замедлилась, а затем и вовсе остановилась. Планы сдать магистраль в 1995 году, включающую в себя мостовой переход через Лену, реализовать не удалось.

Для Якутии проблема обеспечения круглогодичного обеспечения полноценной транспортной связи между берегами великой сибирской реки оставалась нерешенной. Это существенно тормозит развитие республики, а также влияет на удорожание товаров, поставляемых в рамках «северного завоза».

С 1985 года рассматривались различные варианты мостового перехода: совмещенный автомобильный и железнодорожный мост, автомобильный мост с решетчатыми фермами и пролетами до 350 м и проч. Предположения о строительстве тоннеля периодически появлялись в СМИ, однако никаких серьезных разработок и расчетов по нему представлено не было. По результатам рассмотрения на научно-техническом совете при Федеральном дорожном агентстве наиболее оптимальным вариантом с учетом сложного гидрологического и ледового режима реки Лены был признан вариант перехода с трехпилонным вантовым мостом. Сегодня переход через Лену в районе Якутска — это автодорога протяженностью 14,5 км, включая двухполосный вантовый мост длиной 4,6 км.

По словам председателя правительства Республики Саха (Якутия) Кирилла Бычкова, первый в Якутии мост через Лену можно назвать одним из крупнейших инфраструктурных проектов в мире. Уникальность объекта заключается, прежде всего, в экстремальных климатических условиях строительства — в зоне вечной мерзлоты. А центральный пилон моста достигнет высоты почти 285 м, что сопоставимо с Эйфелевой башней без шпиля.

Подготовительные работы на объекте начались в 2021 году. В сентябре 2023 года положительное заключение Главгосэкспертизы получила проектно-сметная документация второго — основного — этапа строительства, а 31 января 2025 года получено положительное заключение и по последнему, третьему, этапу. Правительство РФ включило мостовой переход через Лену в государственный шестилетний план дорожного строительства на период 2025-2030 гг. Он также включен в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока до 2035 года и в мастер-план развития Якутска.

О ФИНАНСИРОВАНИИ

На проектирование, строительство и эксплуатацию автомобильной дороги заключено концессионное соглашение от 13 февраля 2020 года. Концедент: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия), ведомственная организация: ГКУ РС (Я) «Ленский мост». Концессионер: ООО «Восьмая концессионная компания» (Группа «ВИС»).

По информации пресс-службы Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства РС (Я), в целом стоимость Ленского моста составляет 131,4 млрд рублей. (Для сравнения: общая смета строительства автодорожной и железнодорожной частей Крымского моста протяженностью 19 км, в ценах тех лет, — около 228 млрд рублей.) 65 млрд ожидается получить из федерального бюджета, 26 млрд — из регионального, а 41,4 млрд привлечет частный партнер. На текущий момент согласно пятилетнему плану мероприятий дорожной деятельности, утвержденному Правительством РФ, предусмотрено федеральное финансирование в размере 42,8 млрд рублей, вопрос его увеличения до 65 млрд решается.

Председатель правительства Республики Саха (Якутия) Кирилл Бычков отмечает, что власть региона работает над структурой опережающего финансирования 2025 года на 22,6 млрд рублей за счет средств, предусмотренных в 2026-2027 гг. Строительный комплекс готов выполнить все запланированные работы и обеспечить техническую готовность объекта до 20% в 2025 году. «Важный для нас момент, и над чем мы сейчас работаем с нашими федеральными коллегами, — нахождение лимитов, определение источников для того, чтобы мы осуществили опережающее финансирование с помощью грантов, — пояснил Кирилл Бычков. — В этом году предусмотрено 1,3 млрд рублей. Мы работаем над тем, чтобы сдвинуть график «влево» для того, чтобы объемы стройки увеличить».

Президент РФ Владимир Путин поручил рассмотреть вопрос о сокращении сроков предоставления средств федерального бюджета на финансирование проекта по строительству мостового перехода в Якутске.

СТРОЙКА

Первая свая под опору моста была забетонирована в октябре 2024 года.

Председатель Правительства Якутии сообщил, что на данный момент активно ведутся работы на обоих берегах Лены. За зиму были изготовлены арматурные каркасы для буровых работ, забетонированы сваи первых трех мостовых опор на левом берегу, начаты работы на правом. Максимальная длина сваи составляет 41 м, что эквивалентно 13-этажному дому. Всего планируется забетонировать 920 свай под 26 опор. Сегодня на каждом берегу работают свои бетонные заводы в зимнем исполнении, что позволяет производить высококачественный бетон в суровых условиях.

Также Кирилл Бычков уточнил, что в 2025 году запланирован довольно большой объем работ. В частности, в планах бурение и бетонирование более 300 свай, сборка первого коффердама, строительство семи опор с пролетным строением и начало работ над правобережным подходом.

Обеспечение безопасности сооружения в период паводка при этом стало одной из ключевых задач проектировщиков и строителей. «Паводковая ситуация обуславливает необходимость максимального расстояния между опорами моста, — уточнил Кирилл Бычков. — Пролеты составляют 840 м. Такое расстояние позволяет избежать затора льда и исключит риск затопления прилегающих территорий. Выбранный вариант обеспечивает минимальное изменение русла рек, а также устройство берегоукрепительных мероприятий на левом берегу для защиты населенного пункта от паводка».

Ленский мост однозначно является одним из самых сложных инфраструктурных проектов современной России. Его реализация осуществляется под контролем Президента и Правительства РФ, Правительства Якутии, Группы «ВИС», Сбера и РОСДОРНИИ. По поручению Владимира Путина завершение строительства запланировано на 2028 год.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

7 апреля на пресс-конференции в ТАСС первый заме.ститель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомед Гусейнов сообщил, что мост через реку Лену в Якутии позволит снизить стоимость «северного завоза» в республику на 4 млрд рублей ежегодно и позволит снизить цены на поставляемые товары до 10%.

По словам Кирилла Бычкова, с вводом мостового перехода в эксплуатацию произойдут значительные изменения в социально-экономической жизни Якутии, и «нет отрасли, которая не была бы затронута строительством этого объекта». Впервые будет создано круглогодичное сообщение столицы региона с большой частью территории, отрезанной рекой, то есть с той стороной, откуда производится завоз основных грузов. Транспортная доступность для населения при этом возрастет с 22% до 87%, то есть практически в четыре раза.

Создаваемый транспортно-логистический узел свяжет авиационный, железнодорожный, автомобильный и речной виды транспорта и создаст каркас для развития опорной транспортной сети на Дальнем Востоке и, прежде всего, на его северных территориях. Говоря о значимости проекта, Гаджимагомед Гусейнов подчеркнул, что мост «обеспечит круглогодичную автотранспортную доступность от Новосибирска до Магадана; это существенно сокращает сегодняшний традиционный маршрут практически на 1000 км». Мостовой переход через Лену в Якутске позволит соединить Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали с Северным морским путем и свяжет федеральные автомобильные дороги «Лена» и «Колыма» с автодорогой «Вилюй», обеспечив этим, в том числе, надежный автотранспортный выход из Восточной Сибири к побережью Охотского моря.