Регина Фомина,
главный редактор

НОВЫЕ ДОРОГИ. КАКИМИ ОНИ БУДУТ?

Долгожданное лето вступило в свои права. Стихло многоголосье в конференц-залах прошедших дорожных мероприятий, улеглись горячие профессиональные споры в переполненных аудиториях. Дорожники вышли в поля — в разгаре строительный сезон. Впереди — многие километры дорог, которые им предстоит проложить или отремонтировать.

О том, как построить дорогу, которая отвечала бы современным требованиям безопасности, комфорта и обеспечивала бы требуемые межремонтные сроки, немало сказано и экспертами, и специалистами-практиками. Их мнения в отношении устройства дорожного основания, выбора типа асфальтобетона и подходов к проектированию не всегда совпадают. Новые тренды Госкомпании «Автодор», направленные на снижение расходов на проектирование и строительство объектов дорожной инфраструктуры, не получили безусловной поддержки среди специалистов и инвесторов. Есть объективное мнение, что всем нововведениям должны обязательно предшествовать годы натурных испытаний, а применяемые решения следует оценивать с учетом их экономической эффективности на протяжении всего жизненного цикла объекта, а не сиюминутной экономии. Кроме этого, лично мне, как автолюбителю, озвученная возможная перспектива строительства платных скоростных дорог с раздельным трассированием, но без освещения не показалась оправданной, ведь освещение на дорогах — это не только комфорт передвижения, но, в первую очередь, — безопасность.

Нам обещают, что в обозримом будущем Юг России станет ближе благодаря строительству новой скоростной трассы М-4 «Дон» — Сочи и приведению к нормативу подъездных дорог к побережью и горнолыжным курортам. Конкретные сроки начала проектирования и строительства не озвучиваются, но известно, что до 2030 года будут завершены ТЭО и ППТ. Однако уже сегодня с удовлетворением можно отметить, что работы на строительстве обхода Адлера, одного из этапов 3-й очереди обхода г. Сочи, идут полным ходом.

Всем дорожникам, кто сегодня трудится на этом и других строительных объектах — мой низкий поклон, ну а тем, для кого июль — месяц заслуженного отпуска, хорошего отдыха и новых впечатлений!

С уважением,
главный редактор Регина Фомина
и весь творческий коллектив

ТехИнформ в Телеграм
Скрыть журналы

Алексей Юманов об особенностях скоростного платного объезда

— Пожалуйста, напомните, что представляет собой обход Тольятти. Кто участники проекта?

— Обход Тольятти с мостовым переходом через реку Волгу входит в состав международного транспортного маршрута «Европа — Западный Китай». Длина обхода 99 км, он расположен по обоим берегам реки Волги, на территории Сызранского, Шигонского, Ставропольского муниципальных районов и городского округа Тольятти. Проектирование и строительство обхода Тольятти были разбиты на несколько этапов. Генеральный подрядчик I этапа (мост через Волгу) — АО «Дороги и Мосты», генеральный проектировщик — ОАО «Институт «Гипростроймост» (Москва). Генеральный подрядчик по этапам II–V — АО «ДСК «Автобан», генеральный проектировщик по этапам II-IV — АО «Институт «Стройпроект», а по этапу V — АО «АвтодорПроект». Строительный контроль осуществлялся АО «Ленстрой».

— Какие технические характеристики имеет магистраль? Какое количество искусственных сооружений в себя включает?

—Обход Тольятти — это четырехполосная дорога категории IБ с расчетной скоростью движения 120 км/ч. Проезд по магистрали — платный. В составе обхода построены 39 искусственных сооружений, в том числе мост через Волгу, три транспортные развязки, три пункта взимания платы, площадки отдыха, сооружения службы эксплуатации и транспортной безопасности.

Проектирование трассы велось с учетом условий сложившейся застройки и прилегающих земельных участков, а также в соответствии с нормативными требованиями к геометрическим элементам плана и продольного профиля для принятых расчетных скоростей. В рамках транспортно-экономических изысканий был выполнен анализ интенсивности движения на проектируемом объекте с использованием мультимодальной транспортной модели территории с учетом социально-экономического развития региона и транспортной инфраструктуры, роста численности населения и его подвижности. Это позволило принять и утвердить инженерные решения эффективные с точки зрения стоимости, безопасности движения, пропускной способности и прочих факторов.

— Предусмотрены ли проектом зоны отдыха и сервиса в составе обхода?

— Для путешественников и автолюбителей предусмотрены зоны отдыха, отделенные от проезжей части газонами и оборудованные всем необходимым: парковками, туалетами и другими удобствами.

— Как сказались политические события на реализации проекта?

— Несомненно, политические события добавили сложности в реализацию проекта. Постепенный уход с российского рынка многих иностранных компаний заставил в срочном порядке искать аналоги материалов и оборудования, предусмотренных проектной и рабочей документацией. Замена в каждом случае рассматривалась и утверждалась на техническом совете заказчика, после чего вносились соответствующие изменения в документацию.

— Как организованы пункты сбора платы?

— На обходе Тольятти используется надежная система сбора платы закрытого типа: при въезде на один из трех пунктов взимания платы водитель получает талон и оплачивает проезд при выезде с автомобильной дороги. Также есть возможность бесконтактной регистрации въезда и оплаты с помощью транспондера. Все пункты имеют навесы, изготовленные с использованием перекрестно-стержневых пространственных конструкций системы Мархи, и оборудованы современными и удобными средствами информирования водителей. Процесс классификации и взимания платы полностью автоматизирован. В системе максимально используются отечественные разработки. Для бесперебойной работы информационных систем на обходе установлена отказоустойчивая система передачи данных с использованием волоконно-оптических линий связи. Для прокладки оптических кабелей применена инновационная кабельная канализация из микротрубок.

— Какими средствами будет обеспечиваться безопасность дорожного движения на обходе?

— На обходе Тольятти предусмотрена автоматизированная система управления дорожным движением, которая позволяет повысить уровень безопасности, улучшить информированность водителей, ускорить реагирование дежурных служб на инциденты, своевременно и качественно выполнять техническое обслуживание трассы. Новая дорога оснащена автоматическими дорожными метеостанциями, системой видеонаблюдения и детекторами, собирающими данные о параметрах транспортного потока. Детекторы размещаются на перегонах и участках, где меняются такие характеристики движения как интенсивность, скорость, плотность. На основе метеорологических данных, данных систем видеонаблюдения, статистических данных о загрузке автодороги и текущих характеристиках транспортного потока в ЦУДД вырабатывается стратегия управления движением на определенный период. А водители получают оперативную информацию с помощью динамических информационных табло и знаков переменной информации.

— Какие транспортные задачи решаются с вводом обхода Тольятти в эксплуатацию?

— Обход Тольятти с мостом через Волгу меняет транспортную логистику всей Самарской области. Открытие обхода должно значительно снизить транспортную нагрузку на федеральной автодорогу М-5 «Урал» в районе Жигулевской ГЭС, снять острые транспортные проблемы крупного предприятия «АвтоВАЗ» и развивающейся Особой экономической зоны «Тольятти». Раньше вместо моста через Волгу использовалась плотина Жигулевской ГЭС — гидротехническое сооружение, изначально не предназначенное для пропуска современных транспортных потоков. Обход Тольятти позволит существенно сократить время пути и разгрузить дороги Тольятти и Самарской области. Его строительство — важный шаг в развитии транспортной инфраструктуры на маршруте «Европа — Западный Китай».

Редакция благодарит пресс-службу АО «Институт «Стройпроект» за содействие в подготовке интервью