Форум дорожных инициатив: итоги с компанией «ВТМ Дорпроект»
В СОЧИ ЗАВЕРШИЛСЯ XI ФОРУМ ДОРОЖНЫХ ИНИЦИАТИВ «ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ СИСТЕМЫ В ДОРОЖНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ», ОРГАНИЗОВАННЫЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КОМПАНИЕЙ «АВТОДОР» ПРИ ПАРТНЕРСТВЕ КОМПАНИИ «ВТМ ДОРПРОЕКТ».
Главной темой мероприятия стала необходимость строительства «Южного кластера» — скоростной дороги вдоль побережья Краснодарского края. Помимо этого, собравшиеся обсудили ключевые вопросы развития транспортной отрасли: внедрение интеллектуальных транспортных систем, благоустройство прилегающих территорий, инновационные решения в строительстве искусственных сооружений, а также совместные проектные решения в дорожном строительстве. В данной статье расскажем о ключевых аспектах, прозвучавших за время работы форума.
Пленарное заседание началось с видео, объясняющего целесообразность реализации этого сверхсложного и крайне дорогого проекта. Существующая автодорога А-147 полна ограничений, серпантины и реверсивное движение провоцируют пробки. В разгар сезона от Джубги до Сочи можно ехать почти весь день. Фиксируется почти восьмикратное превышение расчетной пропускной способности. Страдают не только обычные пользователи, но и бизнес. Сроки доставки грузов становятся непредсказуемыми, растут транспортные расходы и риски повреждения товаров. Кроме того, не в полной мере раскрывается инвестиционный потенциал региона. С целью разгрузить юг России планируется создать объездную дорогу от трассы М-4 «Дон» до Сочи. Ожидается, что новая трасса
заберет на себя около 50% трафика от существующей и сократит время в пути с 7 до 1,5 часов. Вместе с этим улучшится транспортная доступность к портам, прибрежным поселкам и достопримечательностям. Начнется стимулирование развития придорожной инфраструктуры и увеличатся налоговые поступления в местный бюджет. Проектирование дороги уже идет, запущен первый этап строительства на обходе Адлера.
КЛЮЧЕВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ ДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ
После завершения пленарного заседания заместитель Председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин представил амбициозную программу развития дорожной отрасли на юге России. Кстати, напомним, впервые со времен распада СССР утвержден не пятилетний, а шестилетний план дорожного развития до 2030 года.
«Масштабная программа предусматривает ремонт порядка 800 км подъездных путей к федеральной сети, а основным приоритетом станет развитие маршрута вокруг Азовского моря протяженностью свыше 1300 км. До 2030 года в планах максимально расширить эти дороги до 4-х полос и сделать максимально удобными подъезды к этому кольцу. Кроме того, планируется строительство транспортных обходов Мариуполя и Джанкоя, а также перевод до 8 полос подъезда к Ростову-наДону. Ведется проектирование автомагистрали Джубга — Сочи от федеральной трассы М-4 «Дон», которая станет ключевым элементом развития российского Черноморского побережья. Без строительства этой дороги экономический потенциал региона останется нереализованным. Реализация проекта обеспечит прирост регионального ВВП более чем на 2 трлн рублей», — подчеркнул Марат Хуснуллин.
Также особое внимание было уделено комплексному развитию туристической инфраструктуры.
«Из тактических задач сейчас мы решаем обход Адлера с выходом на Красную поляну, занимаемся дорогой от Горячего ключа до Геленджика и Новороссийска. Задача заключается в том, чтобы дать выход к Крымскому мосту вдоль всего Черноморского побережья. До 2030 года запланировано строительство 4-х съездов с трассы «Таврида» в Крыму. Сейчас занимаемся несколькими крупными проектами, в целом называемыми «Пять морей». В рамках комплексного развития туристической инфраструктуры до 2030 года будет создана единая дорожная сеть, которая свяжет крупнейшие курортные зоны: «Золотые пески» в Запорожской области, «Крымскую Ривьеру», «Новую Анапу», «Абрау-Дюрсо» и «Турьев хутор» в Краснодарском крае. Впервые применяется принципиально новый подход — вместо точечного строительства отдельных дорог регионы объединяются в единый туристический макрорегион. Это обеспечит удобную транспортную доступность между всеми ключевыми курортными направлениями и создаст мощный туристический кластер», — добавил Марат Хуснуллин.
Не менее амбициозными планами поделился с собравшимися председатель правления Государственной компании «Автодор» Вячеслав Петушенко: «Сейчас задача стоит с М-12 пойти до Владивостока. Также есть планы строительства дороги от Джубги до Геленджика».
ТЕХНИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ «ЮЖНОГО КЛАСТЕРА»
В рамках тематических сессий проходило обсуждение технических нюансов реализации проектов. Так, на сессии «Проектные решения в дорожном строительстве» шла речь о «Южном кластере».
По словам Михаила Полигалова, начальника отдела строительства тоннельных сооружений и специальных видов работ управления тоннельного строительства Дирекции (филиала) М-12 Государственной компании
«Автодор», большая часть трассы будет проходить в тоннелях: «Для их строительства протяженностью до 5 км планируется применять специальные проходческие щиты со скоростью работы 260 м в месяц. Тоннели до 2,5 км планируется строить горным способом с применением горнопроходческих комбайнов со скоростью до 90 м в месяц. Вместе с этим разрабатываются варианты архитектурного оформления тоннелей, чтобы исключить утомляемость водителей. Тоннели не испортят природный рельеф и снизят количество изымаемых территорий». Масштаб проекта впечатляет.
Выступавший следом главный инженер проекта АО «НИПИИ «Ленметрогипротранс» Владимир Михайлюк поведал о невероятной сложности предстоящей задачи и привел сравнительные данные: «За 34 года, после распада СССР, на территории Российской Федерации было построено и введено в эксплуатацию около 37 км автодорожных тоннелей. Для сравнения: в Китае за последние 25 лет построили около 450 сверхдлинных тоннелей длиной более 5 км. При планируемой протяженности автодороги около 140 км, протяженность тоннельных участков, по разным вариантам трассы, составляет около 90 км. Большую часть из них составят сверхдлинные тоннели, протяженностью более 3 км. Общая протяженность сверхдлинных тоннелей по планируемой трассе — около 80 км. Объем грунта при строительстве тоннельного комплекса из двух тоннелей длиной 6 км составляет около 1,8 млн кубометров».
РАЗВИТИЕ ПРИЛЕГАЮЩИХ ТЕРРИТОРИЙ
В рамках форума собравшиеся уделили внимание не только строительству дорог, но и проблематике и особенностям развития прилегающих к ним территорий.
Директор ППК «Фонд развития территорий» Наиль Сайфуллин отметил: «Каждый регион Юга России развивается по собственному сценарию, но всех их объединяет общий драйвер роста — транспортная инфраструктура. Именно она определяет темпы и направления экономического развития южных территорий нашей страны. Сегодня формируется колоссальный по масштабу транспортный каркас вокруг Азово-Черноморского кластера. Поэтому очень важно развивать не только сами дороги, но и зоны их влияния, которые могут доходить до 100 км. К моменту ввода дороги нужно не только получать новую связь между населенными пунктами, но и улучшение качества жизни».
Эксперт Факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Максим Климанов подчеркнул о необходимости соблюдения баланса, чтобы развивать прилегающие территории без ущерба пропускной способности дороги: «С одной стороны, есть транспортные предпосылки, которые говорят о том, что, если рассматривать дорогу как инженерное сооружение, с точки зрения параметров ее пропускной способности и безопасности, то развитие придорожной территории этим параметрам наносит риски, так как количество съездов сводит на нет весь основной смысл скоростной дороги и снижает ее безопасность. Яркий пример этому МКАД, когда большое количество съездов и подключений сделало ее важной для развития ближайших территорий, но рассматривать ее как скоростную дорогу стало невозможно. Если брать другую крайность и рассматривать дорогу исключительно как инженерное сооружение, то есть риск неудовлетворения участников дорожного движения. Ненужно делать дорогу зоной отчуждения, которая будет очень эффективной для транзитного движения, но при этом никак ни взаимодействовать с близлежащей территорией».
Эту реплику в своем выступлении дополнила генеральный директор ООО «Автодор–Девелопмент» Анастасия Козлова. Она привела и положительные, и отрицательные примеры, когда появление новых дорог способствовало даже появлению новых городов. В частности, КАД в Санкт-Петербурге сначала способствовала широкой жилищной и коммерческой застройке, но впоследствии начала работать в режиме перегрузки, и городу стала требоваться вторая кольцевая.
КАДРОВЫЙ ВОПРОС И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ
На форуме традиционно обсуждается проблема кадрового дефицита, но в этом году организаторы внесли важное новшество. Впервые к участию в специализированной сессии пригласили студентов профильных учебных заведений, которые представили собравшимся экспертам свои проекты и решения ключевых отраслевых задач — теперь о кадровом голоде говорят не только состоявшиеся профессионалы, но и будущие специалисты, предлагающие свежий взгляд на проблему.
Традиционная для форума тема интеллектуальных транспортных систем (ИТС) вновь привлекла пристальное внимание участников. На специализированной сессии эксперты анализировали прогнозы ученыхфутурологов о перспективах беспилотного транспорта и обсуждали роль искусственного интеллекта в развитии отрасли. Однако главным итогом стало заявление: количество платных дорог в стране будет неуклонно увеличиваться, что напрямую затронет каждого автомобилиста. Генеральный директор ООО «Единый оператор» Марсель Нигметзянов при этом констатировал: «Строительство дорог высшей технической категории является дорогостоящим процессом, и без привлечения частных средств оно вряд ли возможно».
ОЦЕНКА МЕРОПРИЯТИЯ
Прошедший форум по праву можно назвать успешным: удачная локация, высокое качество докладов без навязчивой рекламы и уникальная экспертная информация выгодно отличали мероприятие от стандартных отраслевых конференций. Форум продемонстрировал передовые тенденции в дорожной отрасли и собрал ведущих специалистов индустрии.
Учредитель компании «ВТМ дорпроект» Михаил Ткаченко дал высокую оценку организации мероприятия и добавил: «Компания «ВТМ дорпроект» готова активно участвовать в анализе типовых материалов для проектирования автомобильных дорог и искусственных сооружений, которые были представлены в рамках проведения сессии «Проектные решения в дорожном строительстве», и внести свой вклад в развитие дорожной отрасли нашей страны».
Подводя итог, можно смело заявить: российская дорожная отрасль готова к реализации масштабных инфраструктурных проектов, которые в самое ближайшее время кардинально изменят транспортную доступность южных регионов и создадут мощные точки для экономического роста. Это особенно важно в условиях текущих вызовов для национальной экономики.