Регина Фомина,
главный редактор

Осень вступает в свои права, а на дорогах страны один за другим начинают сдаваться объекты ремонта, реконструкции и строительства. Дорожники активно участвуют в реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни», в то время как на разных уровнях идет обсуждение того, какие именно подходы при решении транспортных задач нужно выбирать.

Как обеспечить долговечность автомобильных дорог? Как добиться полной автоматизации процессов в ходе проектирования и перехода к цифровому формату проектной документации? Как готовить профессиональные кадры для дорожного хозяйства?

Эти и другие вопросы обсуждаются на страницах нашего сентябрьского выпуска, подготовленного специально к череде осенних отраслевых форумов и конференций, которые будут проходить в разных городах России.

Будем рады видеть вас на этих мероприятиях, уважаемые читатели, и всегда открыты к плодотворному сотрудничеству с вами.

С уважением,
главный редактор Регина Фомина
и весь творческий коллектив

ТехИнформ в Телеграм
Скрыть журналы

Новому национальному проекту — государственный подход

Р. Х. ФАРАЗУТДИНОВ, начальник Управления регионального развития и реализации национального проекта Федерального дорожного агентства

НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА В РАМКАХ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ИНФРАСТРУКТУРА ДЛЯ ЖИЗНИ» ДОРОЖНИКАМ ПРЕДСТОИТ ВЫПОЛНИТЬ ОГРОМНЫЙ ОБЪЕМ РАБОТ, О ЧЕМ ГОВОРИТ И ВЫДЕЛЯЕМЫЙ СОВОКУПНЫЙ ОБЪЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ — 9,2 ТРЛН РУБЛЕЙ. ЭТО БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ, КОТОРЫЕ ГОСУДАРСТВО НАПРАВЛЯЕТ НА РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО ХОЗЯЙСТВА И НА МОДЕРНИЗАЦИЮ СЕТИ АВТОДОРОГ. В СВЯЗИ С ЭТИМ НЕОБХОДИМО И ПОНИМАНИЕ ТОГО, КАКИМ ОБРАЗОМ БУДУТ ДОСТИГНУТЫ ВСЕ ПОКАЗАТЕЛИ НАЦПРОЕКТА.

Стоит отметить, что в нацпроекте «Инфраструктура для жизни», который является преемником нацпроекта «Безопасные качественные дороги», сохранены практически все целевые показатели, но при этом появились и новые. Примечательно, что показатели, запланированные

к достижению в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги», были перевыполнены. Если на старте нацпроекта доля региональных дорог в нормативном состоянии составляла 44%, то к концу 2024 года она достигла 55,2%. Это стало возможным благодаря слаженной работе федерального центра и региональных проектных офисов. Напомню также, что еще в 2018 году Президентом РФ Владимиром Путиным была поставлена задача увеличить долю автодорог регионального значения в нормативном состоянии до 50%. Таким образом, обеспечено пятипроцентное перевыполнение планового показателя, а это дополнительные 25 тыс. км отремонтированных дорог.

Отметим, что по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» запланировано доведение до конца 2030 года показателя автомобильных дорог федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 85%, увеличение доли дорог опорной сети в нормативе — тоже до 85%, а такого же показателя у региональных трасс — до 60%.

Приоритетные показатели нацпроекта «Инфраструктура для жизни» — снижение уровня аварийности и смертности в результате ДТП. Согласно Указу Президента РФ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», необходимо снизить смертность в результате ДТП в 1,5 раза к 2030 году, и в 2 раза ― к 2036-му по сравнению с показателем 2023 года.

Нацпроектом также предусмотрено увеличение доли парка общественного транспорта в городах и агломерациях, имеющего срок эксплуатации не старше нормативного, до 85% к 2030 году. Большое внимание этому вопросу уделяет Министерство транспорта РФ совместно с руководством субъектов Российской Федерации.

В части дорожной деятельности в нацпроект «Инфра­ структура для жизни» вошли три федеральных проекта («Развитие федеральной сети», «Региональная и местная дорожная сеть», «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»). В частности, 85% федеральной дорожной сети к нормативному состоянию позволит привести выполнение капитального ремонта, ремонта и комплекса работ по содержанию автодорог.

Программы дорожных работ сформированы, работы начаты, причин, по которым целевые показатели нацпроекта могут быть не достигнуты, нет. Но, безусловно, для реализации отдельных проектов потребуется дополнительная финансовая поддержка.

Строительство и реконструкцию автодорог осуществляет как Федеральное дорожное агентство, так и ГК «Автодор» на основании тех программ, которые формируются ежегодно, а также в соответствии с шестилетними программами дорожной деятельности.

В минувшем году показатель опорной сети автодорог в нормативном состоянии на территории Российской Федерации, куда входят как федеральные, так и региональные трассы, составил более 73%. Соответственно, к 2030 году необходимо довести этот показатель до 85%. В то же время не теряет актуальности тема приведения к нормативу тех дорог, которые не входят в опорную сеть.

Требуется активно проработать этот вопрос с теми субъектами РФ, для которых достижение поставленного рубежа ― наиболее сложная задача. Средства, имеющиеся в дорожных фондах, соответственно, будут направлены на поддержание нормативного состояния автодорог. Безусловно, специалистам необходимо учитывать и инфляционный фактор, грамотно распределять финансирование. Росавтодор регулярно производит актуализацию меморандумов о развитии автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, которые заключены между нашим ведомством и субъектами РФ. В настоящее время проверяем, достаточно ли сбалансированы программы и проекты для достижения всех намеченных целей.

Можно отметить, что процесс определения крупнейших агломераций и их границ для актуализации дорожной сети динамичен. Участки автодорог, входящих в агломерации, иногда меняются, а внимание специалистов концентрируется на тех отрезках, которые требуют улучшения. Нацпроект «Инфраструктура для жизни», в 

частности, фокусируется на развитии инфраструктуры опорных населенных пунктов (ОНП). Данная работа ведется во исполнение Указа Президента РФ об улучшении качества среды для жизни в ОНП на 30% к 2030 году и на 60% — к 2036 году. Опорную сеть, которую модернизируют в рамках нацпроекта, составляют 2160 ОНП. В то же время можно наблюдать, что есть регионы, у которых всего один опорный населенный пункт, а есть регионы, у которых их 66.

Определение опорных точек является прерогативой субъектов Российской Федерации. Существуют четкие критерии, по которым Минэкономразвития, Минсельхоз, Минстрой России занимались отбором таких населенных пунктов.

Данная задача особенно интересна тем, что внимание специалистов переносится с экономических показателей на создание инфраструктуры внутри опорных населенных пунктов. На улучшение качества жизни граждан влияет и качество дорог в ОНП, большой комплекс работ будет выполнен в целях развития региональной и местной дорожной сети.

В свою очередь в федеральном проекте «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» есть задача по разработке и внесении изменений в закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 08.11.2007 №257-ФЗ.

На Коллегии Росавтодора Председатель комитета Государственной Думы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев сообщил, что данному законопроекту будет уделено значительное внимание, его вынесение на рассмотрение уже состоялось.

По материалам пресс-службы Федерального дорожного агентства