Л. А. ХВОИНСКИЙ, генеральный директор СРО «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ»
Международные научно-практические конференции «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог» проводятся уже 10 лет. Организаторами являются Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ), саморегулируемая организация «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ» и Ассоциация бетонных дорог при поддержке Федерального дорожного агентства (Росавтодор) и Государственной компании «Российские автомобильные дороги».
Ежегодно в работе конференции участвует до 600 человек. Кроме того, сотни специалистов имеют возможность увидеть выступления экспертов и презентации новых технологий на Youtube-каналах СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ», МАДИ и других организаторов мероприятия.
Конференции дают возможность обменяться опытом и найти решения актуальных проблем дорожно-транспортного строительства. Озвученные на этих мероприятиях предложения по повышению межремонтных сроков службы автомобильных дорог учитываются при реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги», действующего с 2018 года.
Задача повышения межремонтных сроков будет стоять перед дорожниками и при выполнении Пятилетнего плана дорожного строительства на 2024–2028 гг. (утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 25.12. 2023 №3907-р), в котором намечена реализация более 380 проектов, а также предусмотрены следующие мероприятия:
- по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования федерального значения, находящихся в оперативном управлении подведомственных Росавтодору федеральных казенных учреждений;
- по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения;
- иные мероприятия, в том числе: реализация Государственной программы РФ «Развитие транспортной системы», имеющей в своем составе: федеральный проект «Региональная и местная дорожная сеть»; федеральный проект «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства»; Государственную программу РФ «Комплексное развитие сельских территорий».
Среди знаковых проектов в рамках реализации плана:
- развитие транспортных коридоров «Запад — Восток» и «Север — Юг»;
- продолжение автомобильной дороги М-12 «Восток»;
- строительство обходов Махачкалы, Астрахани, Дербента, Хасавюрта и др.;
- строительство и реконструкция дороги Р-215 Астрахань — Кочубей — Кизляр — Махачкала;
- работы на участках дорог М-7 «Волга», М-5 «Урал», А-360 «Лена».
Строительство современных качественных и безопасных дорог предполагает соблюдение межремонтного срока капитального ремонта в 24 года и межремонтного срока в 12 лет. Сроки установлены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2017 № 658 «О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения».
Соблюдение межремонтных сроков за счет повышения качества строительства автомобильных дорог во многом зависит от применения наилучших технологий и материалов. Одним из инструментом их использования выступает техническое регулирование и стандартизация в сфере дорожного хозяйства. Большая работа в этом направлении проводится Министерством транспорта РФ и Федеральным дорожным агентством в рамках национальной системы стандартизации.
Согласно федеральному закону «О стандартизации в Российской Федерации» от 29.06.2015 № 162-ФЗ, стандарты организаций являются документами по стандартизации, которые утверждаются юридическими лицами для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг (ст. 2 п. 13).
В настоящее время стандарты организаций (СТО) и технические условия (ТУ) могут быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов по инициативе организации, утвердившей данные стандарты организаций и технические условия (ст. 21 ч. 6, введена Федеральным законом от 30.12.2020 № 523-ФЗ).
В прошлом году Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) издало приказ № 2774 от 22.12.2023 «О совершенствовании работ по разработке документов национальной системы стандартизации на основе стандартов организаций, в том числе технических условий, регистрируемых в Федеральном информационном фонде стандартов», который направлен на ускорение процесса разработки документов национальной системы стандартизации на основе стандартов организаций.
В декабре 2023 года подготовлены поправки в Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О стандартизации в Российской Федерации». Ст. 21 дополнена п. 7 о том, что в случае публичного заявления о соответствии продукции стандарту организации, в том числе техническим условиям, такой стандарт организации, в том числе технические условия, должны быть зарегистрированы в Федеральном информационном Фонде стандартов.
Национальным объединением строителей (НОСТРОЙ) утверждены 164 стандарта организации, содержащие требования, обязательные для осуществления контроля со стороны СРО за их членами. Они одновременно являются стандартами Ассоциации «Национальное объединение строителей» и принимаются саморегулируемыми организациями в строительстве. Основной приоритет Программы — обеспечение нормативной базы выполнения и контроля строительных работ.
СРО «Союз дорожно-транспортных строителей «СОЮЗДОРСТРОЙ» участвует в реализации Программы стандартизации Ассоциации «НОСТРОЙ». Саморегулируемой организацией совместно с МАДИ разработаны 53 стандарта на процессы выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог, мостовых сооружений и аэродромов, а также ведется актуализация стандартов организации.
В прошлом году завершена разработка и актуализация (пересмотр) шести СТО по строительству земляного полотна автомобильных дорог и оснований дорожных одежд.
СРО «СОЮЗДОРСТРОЙ» совершенствует ранее разработанные стандарты организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог, мостовых сооружений и аэродромов, а именно — проводит работу по внесению дополнений в СТО, а также разрабатывает видеоприложения, в которых отражаются основные процессы выполнения работ.
Визуализации положений стандартов позволяет наиболее эффективно воспринимать требования к технологии работ и контролю их выполнения.
Данные видеоприложения могут быть использованы в качестве обучающего материала для молодых специалистов строительных организаций или на курсах повышения квалификации работников, а также их применение позволит инженерам наглядно знакомиться с основными требованиями рабочих процессов.
В настоящее время разработаны 19 видеоприложений к стандартам организации по технологиям производства работ при строительстве дорог. В том числе, в 2023 году — четыре видеоприложения по устройству и реконструкции водопропускных труб и устройству обстановки дороги.
Вопросы стандартизации процессов строительства — одно из основных направлений, позволяющих обеспечить качественное выполнение работ. В ходе работы Х Международной научно-практической конференции: «Инновационные технологии: пути повышения межремонтных сроков службы автомобильных дорог» представлен широкий спектр вопросов, касающихся долговечности дорожных одежд. Для увеличения сроков службы дорог и повышения качества дорожных покрытий участники мероприятия предлагали различные инновационные технологии, усовершенствованные и вновь разработанные материалы, в числе которых асфальтобетонные смеси по новым стандартам, пропиточные составы, комплексно-модифицированные цементогрунты, современная стальная арматура в цементобетонных покрытиях, геосинтетические материалы, сверхпрочные фибробетоны, резинобетон и многое другое.
Дополнительные возможности представляет информационное моделирование дорог на стадии их строительства и обеспечение надежности их функционирования за счет учета элементов географического комплекса.
Определенный интерес представляет зарубежный опыт строительства цементобетонных покрытий автомобильных дорог.
Вся информация, представленная на конференции, будет учитываться при разработке перспективных планов, нормативной документации, а также при использовании наилучших технологий и материалов в практике дорожного строительства.