В. А. ГАРБЕР, д.
т. н. (НИЦ «ТМ» АО «ЦНИИТС»)
ПРОБЛЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ-ТОННЕЛЬЩИКОВ СОГЛАСНО СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ С УЧЕТОМ ИННОВАЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ТЕХНОЛОГИЙ, ПОЯВИВШИХСЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ДЕСЯТИЛЕТИЯ, «МУССИРУЕТСЯ» С НАЧАЛА 1980-Х ГГ. РАССМОТРИМ, КАКИЕ ЗНАНИЯ И НАВЫКИ ЯВЛЯЮТСЯ ОСНОВОПОЛАГАЮЩИМИ НА СЕГОДНЯШНИЙ ДЕНЬ.
ВВЕДЕНИЕ
Шифр специальности 05.23.11 «Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, аэродромов, мостов и транспортных тоннелей» утвердил еще ВАК СССР. В 1989 году издан учебник «Тоннели и метрополитены» [1], по которому до настоящего времени обучают студентов по соответствующей специальности. В 1993 году был опубликован «Справочник инженера-тоннельщика» [2]. В 2005 году издана книга «Подземные сооружения» [3].
Далее, в период по 2020 год, вышли книги, справочно-учебное пособие [4], статьи по тематике подготовки инженеров-тоннельщиков, связанные с развитием современных информационных технологий и новыми подходами к проблеме подготовки кадров.
В данной статье сделан акцент на подготовке специалистов по транспортным тоннелям и метрополитенам.
УЧЕБНИК «ТОННЕЛИ И МЕТРОПОЛИТЕНЫ»
Напомним, какими знаниями требует владеть основное на сегодняшний день учебное пособие для вузов.
Согласно данному изданию, тоннели по назначению делят на пять основных групп: на путях сообщения; гидротехнические; коммунальные; горно-промышленные; специальные.
К тоннелям на путях сообщения относят тоннели метрополитенов, железнодорожные, автодорожные, судоходные, пешеходные, тоннели для нескольких видов транспорта.
По положению относительно рельефа местности тоннели разделяются на горные, подводные и равнинные.
К равнинным относят, в основном, городские тоннели: метрополитены, переходы на перекрестках и т. д.
По глубине заложения различают тоннели, сооружаемые со вскрытием поверхности или без вскрытия: открытым и закрытым способами.
Специальность «тоннели и метрополитены» включает в себя требование знаний по: плану и профилю тоннельных участков трассы; сравнению двухпутного тоннеля с двумя однопутными; геодезическим работам при строительстве, эксплуатации тоннелей и метрополитенов; инженерно-геологическим изысканиям при строительстве; работам по определению горного давления; конструкциям тоннелей и метрополитенов, в том числе по материалам, станциям, наклонным тоннелям; габаритам и внутренним очертаниям обделок; гидроизоляции тоннелей и метрополитенов; конструкциям портальных участков; вентиляции, водоотводу и водоотливу; расчетам тоннельных обделок; проходческим работам, в том числе по щитовому способу и спецметодам, кессонным работам; способам разработки грунта; буровзрывным работам (БВР); способам погрузки и транспортировки грунта; способам устройства обделок, в том числе нагнетанию за обделку; основным принципам организации тоннельных работ, в том числе сетевому планированию.
Из приведенной информации видно, что специалист по тоннелям и метрополитенам должен обладать широким диапазоном знаний в области строительства, проектирования и эксплуатации указанных объектов.
О НОВЫХ МЕТОДАХ И ПОДХОДАХ
Из публикаций XXI века уместно отметить, в частности, статью «О поиске новых методов подготовки инженеров путей сообщения, основанных на применении современных информационных технологий» [5]. Здесь, по состоянию на 2008 год, названы некоторые возможные мероприятия по улучшению состояния высшего дорожно-мостового образования в России, ориентиры для оценки и управления качеством подготовки инженеров для современного транспортного строительства и т. д.
Что касается новых условий, то следует также вспомнить статью «Многолетний опыт и новые подходы факультета «Мосты и тоннели» [6], где представлены наработки Сибирского государственного университета путей сообщения. В публикации говорится, в частности, о необходимости привлечения бизнеса к подготовке специалистов-тоннельщиков за счет соответствующих заинтересованных организаций. Отмечено также, что одним из нерешенных в полной мере вопросов является получение профессии «горный рабочий бетонщик-арматурщик».
В учебный план по специальности «Мосты и транспортные тоннели» в университете на тот момент уже ввели новые дисциплины, позволившие существенно поднять уровень подготовки инженеров: графические средства; программное обеспечение; САПР; основы научных исследований; специальные способы сооружения тоннелей. В целом из статьи видно, что, по состоянию на 2013 год, были сделаны существенные сдвиги в повышении уровня знаний специалистов-тоннельщиков согласно современным тенденциям и запросам.
КНИГА «ПОДЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО НАЗНАЧЕНИЯ» [7]
В этой достаточно новой книге обобщена, по состоянию на 2020 год, актуальная информация по транспортным тоннелям. Приведены, в том числе:
- исторический обзор и современные тенденции освоения подземных пространств;
- принципы и особенности проектирования подземных сооружений транспортного назначения;
- материалы и конструкции подземных сооружений транспортного назначения;
- технологии строительства подземных сооружений транспортного назначения;
- гидроизоляция подземных сооружений транспортного назначения;
- эксплуатационные устройства и оборудование;
- пожарная безопасность;
- возможные аварийные ситуации при эксплуатации подземных сооружений транспортного назначения, меры их обнаружения и ликвидации.
Из этой книги виден широкий круг профессиональных знаний, которыми должен владеть специалист-тоннельщик.
Исходя из названных (и еще ряда) изданий, можно составить следующий перечень основных вопросов, которыми должен владеть инженер-тоннельщик.
ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ ЗНАНИЙ СПЕЦИАЛИСТА-ТОННЕЛЬЩИКА
- Основы инженерно-геологических, гидрогеологических, геодезических и экологических изысканий.
- Методы обоснования размещения тоннелей и метрополитенов в подземном и наземном пространстве.
- Технология и организация проектно-изыскательских работ.
- Нормативные требования к тоннелям и метрополитенам.
- Основы методов расчета тоннелей и метрополитенов (в том числе горного давления)
- Основные понятия о мониторинге состояния тоннелей и метрополитенов
- Основные понятия о нормативной базе тоннелей и метрополитенов.
- Основные понятия о системах контроля и оценке качества проектирования, строительства, эксплуатации и реконструкции тоннелей и метрополитенов.
- Проблемы изысканий, проектирования, строительства и реконструкции тоннелей и метрополитенов в экстремальных условиях.
- Организация производства и технология изготовления материалов, изделий и конструкций.
- Основные понятия о методах и средствах математического и физического моделирования.
- Требования к организации, механизации и автоматизации тоннелей и метрополитенов, в том числе обоснование выбора средств механизации, технологических схем и технических требований, требования к сетевому планированию.
- Методы утилизации конструкций и сооружений после исчерпания ими ресурса или выполнения целевых задач.
- Общие понятия о тоннелях и метрополитенах.
- История развития тоннелей и метрополитенов в мире и России, в том числе понимание современного состояния отрасли.
- Общие понятия о габаритах и внутренних очертаниях обделок тоннелей и метрополитенов.
- Водозащита тоннелей и метрополитенов, в том числе требования к гидроизоляции, защите от коррозии.
- Требования к вентиляции, водоотводу и водоотливу.
- Общие требования к проходческим работам (в том числе щитовой метод механизированный и немеханизированный, спецметоды, БВР, комбайны, горный способ, бетонные работы, рельсовый и автомобильный транспорт, кессоны).
- Общие сведения о шахтных комплексах и наклонных тоннелях.
- Средства малой механизации при строительстве и реконструкции.
- Основные понятия об энергоснабжении строительства и эксплуатации.
- Основные требования к капитальному ремонту и реконструкции тоннелей и метрополитенов.
- Основные понятия о повреждениях подземных конструкций в период эксплуатации и мерах по предотвращению и устранению повреждений.
- Новые методы (по состоянию на 2008 год) подготовки специалистов-тоннельщиков, основанных на современных информационных технологиях, в том числе мероприятия по улучшению состояния профильного высшего образования, графические работы, программное обеспечение САПР.
- Основные понятия о надежности и долговечности транспортных тоннелей и метрополитенов, включая технические и охранные зоны тоннелей и метрополитенов.
- Основы пожарной безопасности тоннелей и метрополитенов.
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЯХ
Приведенный перечень (научно обоснованный исходя из образовательных стандартов и нормативов по состоянию на 2020 год) свидетельствует о достаточно широком диапазоне требований к специалисту-тоннельщику.
Однако за прошедший период (2020–2023 гг.) выяснилась необходимость добавления в этот перечень еще ряда позиций.
Практика научно-исследовательских, проектных, изыскательских и строительных работ в области тоннелестроения показала, что достаточно активно начали применяться геофизические и виброакустические исследования.
Геофизические исследования осуществляются при строительстве и эксплуатации тоннелей для контроля качества заобделочного пространства («грунт ― обделка»), выявления пустотностей в контактном слое, которые необходимо ликвидировать для работы сооружения в проектном режиме. Кроме того, геофизические методы применяют для опережающего определения механико-физических свойств горных пород перед забоем. Эти знания необходимы для регулировки (корректировки) режимов их разрушения.
Виброакустические исследования производят для выявления влияния строящихся подземных сооружений на существующую застройку на поверхности земли в технических и охранных зонах тоннелей и метрополитенов, а также, наоборот, для определения влияния наземных объектов на техническое состояние подземных. Это взаимовлияние может приводить к изменению физико-механических характеристик материалов конструкций, что способно повлечь за собой проявление деструктивных свойств сооружений.
На рис. 1 приведен алгоритм деятельности инженератоннельщика в получении теоретических знаний и практической работе во временной последовательности, так как понятно, что сразу (одновременно) освоить все перечисленное невозможно.В процессе реализации алгоритма тоннельщик может специализировать (углубляться) в какой-то один или несколько разделов знаний, которые необходимы ему для практической работы. В данном случае могут быть составлены частные алгоритмы. Наиболее показательным при этом является изучение методов расчета подземных конструкций, поскольку вопрос требует более углубленных знаний строительной механики, программирования и пространственных (3D) расчетов. Также весьма специфичным является раздел капитального ремонта и реконструкции, в том числе мониторинг, технические и охранные зоны подземных сооружений. Приведем частный (углубленный) алгоритм изучения методов расчета подземных конструкций (рис. 2) и краткое описание методик, указанных в этом алгоритме [8, 9, 10].
МЕТОД ЦНИИС [8]
Модель включает в себя физические и деформативносиловые факторы:
- собственно несущая подземная конструкция ― обделка;
- массив грунта с выработкой;
- контактный слой (нулевой или конечных размеров) между несущей конструкцией и контуром выработки;
- перемещения контура выработки, вызванные теми или иными причинами: горное давление, сейсмика, проходка параллельных выработок и т. п.;
- активные усилия, возникающие в контактном слое (например, нагнетание инъекционного раствора);
Метод решения ― метод сил строительной механики. Примеры:
- расчет монолитных и сборных круговых обделок на симметричную (относительно вертикальной оси) нагрузку;
- расчет монолитных и сборных подковообразных обделок на симметричную (относительно вертикальной оси) нагрузку;
- расчет колонных станций метрополитена глубокого и мелкого заложения в эксплуатационной стадии на симметричную нагрузку;
- расчет конструкций произвольного одновязного очертания на произвольную несимметричную нагрузку;
- расчет конструкций произвольного многовязного очертания на произвольную несимметричную нагрузку.
Из приведенных описаний понятно, сто специалистрасчетчик подземных конструкций должен обладать углубленными знаниями строительной механики, теории упругости и современных программных комплексов пространственного расчета.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из содержания данной статьи ясно, что «настоящий» специалист-тоннельщик должен быть достаточно эрудированным во многих отраслях знаний, чтобы эффективно применять их в своей практической деятельности.
Литература
- Богомолов Г. Н., Голицынский Д. Н., Меркин В. Е. Учебник «Тоннели и метрополитены». ― М.: «Транспорт», 1989.
- Справочник инженера-тоннельщика. ― М.: «Транспорт», 1993.
- Абрамчук В. Г., Власов С. Н., Мостков В. Н. Подземные сооружения. ― М.: Изд-во ТА-Инжиниринг, 2005.
- Сушкевич Ю. И., Бабушкин Н. Ф., Иванов В. Ф., Козин Е. Б., Раскулов А. Р. Справочно-учебное пособие «Тоннели метрополитенов. Устройство, эксплуатация и ремонт» ― М.: «Международная Ассоциация «Метро», 2009.
- Овчинников И. Г., Маринин А. Н., Овчинников И. И. Материалы Международной научно-технической конференции «О поиске новых методов подготовки инженеров путей сообщения, основанных на применении современных информационных технологий». ― Саранск: Мордовский университет, 2008.
- Бахтин С. А. Многолетний опыт и новые подходы факультета «Мосты и тоннели». ― Новосибирск: СибГУПС, 2013.
- Меркин В. Е., Зерцалов М. Г., Петрова Е. Н. Подземные сооружения транспортного назначения. ― Москва-Вологда: «Инфра-Инженерия», 2020.
- Гарбер В. А. Методические рекомендации по расчету подземных конструкций произвольного очертания при произвольно заданной нагрузке. ― М.: ВНИИТС, 1976.,
- Гарбер В. А. Определение деформативных характеристик горных пород с учетом их анизотропии применительно к проектированию тоннельных конструкций. ― Сборник трудов МИИТ, № 355. ― М.: «Транспорт», 1970.
- Гарбер В. А. Учет нелинейности свойств материала конструкции и породного массива, а также физической, конструктивной и геометрической нелинейности расчетной схемы при расчете подземных конструкций. ― Сборник трудов ВНИИТС, выпуск 111 «Вопросы математического моделирования, расчет и повышение надежности тоннельных сооружений. ― М.: «Транспорт», 1981.