ОРЕНБУРЖЬЕ — ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЙ И ПЕРСПЕКТИВНЫЙ РЕГИОН, В КОТОРОМ БОЛЬШОЕ ВНИМАНИЕ УДЕЛЯЕТСЯ МОДЕРНИЗАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ. КАКИЕ ПРИ ЭТОМ РЕАЛИЗУЮТСЯ ПРИОРИТЕТЫ — ПРЕЖДЕ ВСЕГО, В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, — РАССКАЗАЛ ГУБЕРНАТОР ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ ДЕНИС ПАСЛЕР.
— Денис Владимирович, расскажите, в каком состоянии сегодня находится дорожная инфраструктура региона и справляется ли она с существующим трафиком? Когда будет приведена к нормативу региональная дорожная сеть?
— Географически Оренбургская область вытянута на более чем 750 км. По последним данным, у нас 1213 дорог протяженностью 11695 км. Поэтому развитие и подержание в нормативном состоянии дорожной сети для нас — первоочередная задача, над которой мы системно работаем.
Уже в течение пяти лет мы выполняем капитальные ремонты дорог комплексно, обустраивая прилегающую территорию, делаем тротуары, освещение. Если выполняется благоустройство общественной территории, то капитально ремонтируем подъездные пути. Особое внимание уделяем подъездам к населенным пунктам — обустраиваем освещение, тротуары, устанавливаем светофоры.
Если говорить о первоочередной задаче, которая важна для развития региона, то мы должны, прежде всего, привести в нормативное состояние региональную опорную сеть. Это 1467 км. Сейчас уже больше половины ее, 54,4%, приведено в порядок. К 2029 году приведем к нормативу 69% таких дорог.
Всего с 2019 года в Оренбургской области отремонтировано и построено почти 3,3 тыс. км федеральных, региональных и муниципальных дорог. Из них по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» — более 2,5 тыс. км.
В 2023 году в Оренбурге построили новую дорогу по ул. Рокоссовского протяженностью 2,4 км. В 2024 году планируем завершить строительство основного участка дублера улиц Чкалова — Гагарина в Оренбурге. Запуск движения по новой дороге протяженностью около 6 км запланирован на 2026 год. В планах реализация крупного инфраструктурного проекта — строительство транспортной развязки на пересечении ул. Гаранькина и Загородного шоссе в Оренбурге. До конца этого года будут выполнены проектно-изыскательские работы, завершение строительномонтажных работ намечено на конец декабря 2025 года.
В этом году будет реализовано еще несколько крупных дорожных проектов. В 2023 году привели в нормативное состояние более 50 км дороги Бугульма — Бугуруслан — Бузулук — Уральск. Это одна из основных транзитных транспортных артерий западного Оренбуржья, которая проходит через Северный, Бузулукский и Курманаевский районы. В 2024 году продолжим ремонт этой магистрали в Северном районе. Общая протяженность участков — около 20 км.
Продолжим работы на других региональных трассах: Ивановка — Сорочинск — Ташла в Красногвардейском районе, Орск — Домбаровский — Светлый в Ясненском городском округе, Орск — Шильда — граница Челябинской области в Адамовском районе. Все эти дороги приводим в нормативное состояние поэтапно в течение последних четырех лет.
Развитие дорожной сети, транспортного сообщения важно и для жителей, и для экономики, и для повышения туристической привлекательности региона.
В стране задан тренд на внутренний туризм. Наша общая с бизнесом задача — сделать туристические места в Оренбургской области комфортными. Мы ведем комплексную работу по обновлению инфраструктуры, чтобы обеспечить безопасное и комфортное передвижение по области.
Эту работу мы начали в прошлом году — привели в порядок дорогу к музею-усадьбе писателя Сергея Аксакова в Бугурусланском районе.
Капремонт дороги Бугульма — Уральск, который делаем в этом году, обеспечит доступность музея-усадьбы С.Т. Аксакова, Бузулукского бора и других популярных туристических объектов.
Сделаем подъезд к Бузулуку от федеральной трассы М-5 «Урал» — 3,6 км. Эта дорога с высокой интенсивностью движения на маршруте к Национальному парку «Бузулукский бор» — важному туристическому объекту региона.
Это лишь некоторые примеры работы.
— Расскажите, как решаются вопросы повышения безопасности на дорогах, какие шаги для этого предпринимаются.
— Мы комплексно работаем над мерами безопасности на дорогах по всей области. В границах населенных пунктов и на подъездах к ним должно быть освещение, тротуары, бордюры, ограждение — все элементы дорожной инфраструктуры.
В прошлом году в мероприятия по обеспечению безопасности движения на региональных и межмуниципальных дорогах вложено в общей сложности порядка 1,5 млрд рублей.
Средства направляются на устройство пешеходных переходов, уличного освещения, установку светофоров, остановочных павильонов, барьерного ограждения, дорожных знаков и другие работы. Под особым контролем глав муниципальных образований обустройство пешеходных переходов возле школ, детских садов и других социальных объектов. К началу учебного года в Оренбуржье отремонтировали более 60 пешеходных переходов на региональных дорогах.
Новшество 2023 года — так называемые шериф-балки. Эти устройства имитируют работу красно-синих световых сигналов патрульного автомобиля ДПС. Они работают в круглосуточном режиме, привлекают внимание водителей и заставляют их скорректировать скоростной режим, что, в конечном итоге, снижает риск аварийности на данном участке дороги. В 2023 году на региональных и межмуниципальных дорогах установлено 5 шериф-балок, в 2024 году планируется установка уже 30 таких устройств.
В планах проведение и всех остальных мероприятий, улучшающих безопасность движения. Их конкретные объемы сейчас уточняются. Можно отметить, что если в 2023 году искусственное освещение было устроено на четырех участках дорог в населенных пунктах, то в текущем году таких участков будет уже девять.
Планирование мероприятий по обеспечению безопасности движения проходит совместно с ГИБДД.
— Как обстоят дела с освещением городских улиц?
— В 2024 году в Оренбургской области на 35 км дорог построят новые системы освещения. При проведении дорожных работ значительное внимание уделяем обеспечению безопасности всех участников движения. В этом году план по замене наружного освещения и обустройству тротуаров в три раза превышают прошлогодние объемы, учтены подъезды к населенным пунктам. Многие региональные и межмуниципальные дороги проходят через города и поселки, интенсивность движения транспорта по ним значительно увеличивается. Например, в Тоцком районе на всем протяжении дороги Тоцкое — Пристанционный расположены жилые дома и социальные объекты. Новые тротуары и линии освещения появятся вдоль всей трассы — более 6 км. Аналогичные работы будут выполнены еще на восьми участках дорог в Оренбурге и Орске, в Адамовском, Домбаровском, Кваркенском районах и Абдулинском городском округе.
— Сколько мостовых сооружений на дорогах Оренбуржья? Многие ли требуют ремонта и капремонта?
— В Оренбургской области на региональных и межмуниципальных дорогах находится 663 моста, из них фактически 60% нуждаются в капитальном ремонте и реконструкции. Дело в том, что эти сооружения — их 392 — построены еще в советское время так называемым хозяйственным способом. Строили их колхозы, совхозы, сельсоветы за свой счет из подручных материалов без проектов. Такие мосты необходимо приводить в соответствие существующим техническим требованиям.
Благодаря национальному проекту «Безопасные качественные дороги» стало возможным существенно активизировать эту работу. Отдельная «мостовая» программа БКД позволила в 2022 году привести к нормативу 8 мостов, в 2023 году — 10, а в текущем году планируем отремонтировать и реконструировать уже 17 мостовых объектов.Это рекордные для Оренбургской области показатели.
Мы уже начали строительный сезон. В этом году реализуем несколько крупных инфраструктурных проектов регионального значения.
Масштабный объем работ предстоит выполнить на путепроводе в Сорочинском городском округе — длина объекта почти 350 м. Завершим ремонт 120-метрового моста через реку Большой Кинель в Асекеевском районе, который начали в прошлом году.
В Оренбурге на выезде из города в сторону Самары демонтируем аварийный мост через Сакмару. К концу 2026 года планируем завершить его реконструкцию. Новый мост будет с четырехполосным движением.
— В какой степени нацпроект «БКД» помогает вам решать транспортные проблемы?
— Обновление общественного транспорта — топовый запрос оренбуржцев. Мы начали эту работу в 2022 году и сейчас используем все инструменты и программы, которые предоставляет федеральное правительство.
С помощью национального проекта «Безопасные качественные дороги» обновляем автопарк общественного транспорта в городах и поселках Оренбургской области.
За последние два года в регион направлено более 335 автобусов различного класса. В 2022 году наш автобусный парк обновился на 85 единиц, а в 2023 году показатель вырос в три раза — приобретено 250 автобусов для городов и сельских территорий. Это современный безопасный транспорт, оборудованный всем необходимым для комфорта пассажиров, включая кондиционеры и места для маломобильных граждан.
Если говорить об областном центре, то автопарк Оренбурга обновлен более чем на 40%.
В планах на 2024 год — приобретение 100 низкопольных автобусов среднего класса для Орска. Соответствующая заявка уже направлена регионом в Минтранс РФ и находится на рассмотрении федерального ведомства.
— Будет ли развиваться трамвайное сообщение?
— Мы развиваем трамвайную сеть в городах, где она предусмотрена — Орске и Новотроицке. Это важное направление в программах перспективного развития городов, которые приняты на региональном уровне и охватывают все сферы жизни муниципалитетов.
За счет поддержки областного бюджета в Новотроицке полностью обновили трамвайный парк — мы закупили современные трамваи 71-911ЕМ «Львенок». Кроме того, в городе будет модернизирована и трамвайная инфраструктура. Эту работу мы начнем в 2024 году в рамках программы комплексного развития Новотроицка.
Модернизация трамвайной сети и полное обновление трамвайного парка предусмотрено и в Орске — промышленном центре Оренбургской области.
— Что еще планируется сделать в сфере транспортной инфраструктуры для повышения качества жизни горожан?
— Работа над развитием транспортной инфраструктуры продолжается. Хотелось бы при этом особо отметить авиационный объект. В 2022 году была полностью обновлена взлетно-посадочная полоса международного аэропорта им. Ю. А. Гагарина в Оренбурге. В 2020 году провели реконструкцию багажного терминала. В 2023 году началось строительство нового пассажирского терминала. Пропускная способность обновленного терминала в 2,5 раза превысит существующую. Мы работаем, чтобы повысить туристический потенциал, оставаться инвестиционно-привлекательным регионом, площадкой международных форумов и фестивалей. Уверен, новый международный аэропорт будет достойно встречать наших гостей и подчеркнет статус Оренбуржья.
— Уделяется ли в регионе внимание вопросам благоустройства? Какие зеленые зоны и места отдыха для горожан построены в последнее время?
— С каждым годом растет число благоустроенных мест для прогулок и активного отдыха в регионе. За последние семь лет обустроено 379 современных площадок. Новую жизнь получили парки, набережные, городские площади и дворовые территории. В 2024 году к ним добавится еще 15 благоустроенных общественных территорий.
Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» — один из самых масштабных, заметных для оренбуржцев, в который вовлечены и многие наши жители — они голосуют за любимые общественные пространства. По решению Президента РФ Владимира Путина этот проект продлен, что дает новые перспективы оренбургским территориям, где и власти, и жители активно включаются в реализацию проекта, и такая совместная комплексная работа приводит к достойному результату.
Редакция благодарит пресс-службу губернатора Оренбургской области
за содействие в подготовке интервью