В. И. ПОПОВ, к. т. н., профессор МАДИ; Л. М. МОНОСОВ, к. г. н., Почетный строитель России

В СВЯЗИ С НЕПРЕКРАЩАЮЩИМИСЯ ПОПЫТКАМИ НАНЕСЕНИЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ УДАРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАЮЩИХ СИСТЕМ ПО КРИТИЧЕСКИ ВАЖНЫМ ОБЪЕКТАМ СТРАНЫ (ПОРТЫ, НЕФТЯНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ, НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ЗАВОДЫ) И УЧИТЫВАЯ ЗАЯВЛЕНИЕ ПРЕЗИДЕНТА УКРАИНЫ ОТ 15 МАРТА 2024 ГОДА О ЕЩЕ БОЛЕЕ ШИРОКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ УДАРНЫХ ДАЛЬНОБОЙНЫХ ДРОНОВ, ПРЕДЛАГАЕМ: РАССМОТРЕТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАГРАДИТЕЛЬНЫХ АЭРОСТАТОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Как показал опыт Зимней войны, Великой Отечественной войны и Второй мировой войны, загра дительные аэростаты являются весьма эффективной защитой от летательных аппаратов и крылатых ракет. В годы ВОВ заградительные аэростаты являлись одним из основных средств ПВО СССР. Если в 1941 году в РККА было 6 полков и 10 дивизионов аэростатов заграждения, то к 1945 году их было уже 3 дивизии и 17 дивизионов. На вооружении стояли 3 тыс. таких летательных аппаратов, которые обслуживали 50 тыс. военнослужащих.

Главной опасностью для самолетов и крылатых ракет противника являлись заминированные тросы, на которые подвешивали аэростаты заграждения.

Диаметр стального троса не превышал 4 мм при допустимой нагрузке до 1,5 т. Максимальная высота подъема заградительного аэростата составляла около 2,5 км, но с помощью последовательного соединения трех аппаратов она достигалось в 6,3 км. При этом, что очень важно, тросы были незаметны на фоне неба и земли.

Аэростаты заграждения были представлены тремя типами (табл. 1): триплет (три сцепленных аэростата — «один над другим»), тандем (два сцепленных аэростата — «один над другим») и одиночные системы.

Наиболее широко использовались тандемы для прикрытия важных объектов (насосные станции, склады, железнодорожные узлы, промышленные предприятия, госпитали), обеспечивая высокую степень их защиты от нападения с воздуха. Запуск аэростатов заграждения осуществлялся в считанные минуты, а простота эксплуатации позволяла привлекать к их обслуживанию даже неподготовленный персонал. С помощью аэростатов применялись эффективные

схемы ПВО: «защитный ряд», «шахматный ряд», «кольцевая защита», «полевая защита».

В воздушном пространстве Москвы использовались 303 аэростата. В Ленинграде они применялись с первых дней войны, в том числе при защите «Дороги Жизни».

В 1944 году, после снятия блокады, создалась реальная угроза атаки на Ленинград немецкими ракетами «Фау-1» (дальность — 300 км; скорость — 656 км\ч; потолок — 2700-3050 м). Для защиты города было принято решение использовать британский опыт применения аэростатов заграждения (над Лондоном с их помощью сбили 231 «Фау-1»).

В Ленинград было стянуто 2 тыс. аэростатов заграждения. Это позволило увеличить их плотность до 6–7 на километр. (В связи со стремительным наступлением советских войск в Прибалтике, где базировались Фау-1, немцам, однако, не удалось применить ракеты против Ленинграда.)

Во время Великой Отечественной войны аэростаты заграждения эффективно защищали небо 20 советских крупных городов, включая Владивосток, где их применяли для защиты базы ВМФ на случай внезапного налета японской авиации.

В послевоенный период заградительные аэростаты были улучшены и смогли подниматься на высоту до 9 км. Их использовали для защиты крупных военных баз и ядерных полигонов.

В 1957 году для испытаний и отработки техники создания новых аэростатов в СССР был сформирован Воздухоплавательный научно-испытательный исследовательский центр ВВС (ВНИИЦ ВВС) в г. Вольске (Саратовская обл.). Эта организация входит в состав 929-го Государственного летно-испытательного центра им. В. П. Чкалова и в настоящее время проводит различные 

уникальные исследования в разработке перспективных летательных аппаратов. В марте 2024 года террористические атаки вглубь

территории страны (до 1200 км) осуществлялись ВСУ с использованием БПЛА самолетного типа с размахом крыльев до 7 м. Боевая часть составляет около 20 кг взрывчатки. Двухцилиндровый двигатель производства итальянской фирмы Gilardoni находится в хвостовой части фюзеляжа. Целью таких атак являлись, в том числе, крупнейший в России Петербургский нефтяной терминал и новейший в Санкт-Петербурге порт Бронка.

Подобные беспилотники, снабженные четырехтактным бензиновым двигателем, легко преодолевают расстояние в 1200 км от Харькова да Санкт-Петербурга, затратив на полет около 40 л бензина (рис. 3). Они летят в режиме полного радиомолчания на высоте до 1 км, не подают никаких сигналов, не управляются с земли и корректируются по курсу только спутниками на точку выведения.

Заходя на цель, БПЛА ВСУ самолетного типа не видят преграду в виде висящей воздушной минно-тросовой завесы тандемного или одиночного аэростатного ударного заградительного комплекса, состоящего из металлических тросов толщиной не более 4 мм и подвешенных к ним мин.

Картина разрушения БПЛА при столкновении с подобным ударным комплексом будет аналогична тому, что происходило с самолетами противника при попадании в аэростат заграждения. А именно: если трос не разрежет крыло или фюзеляж, то БПЛА подорвет мина. При этом горящие обломки от вспыхнувшего топлива двигателя упадут далеко от защищаемого объекта.

В соответствии с вышеизложенным считаем возможным обратить внимание на необходимость незамедлительного создания, с использованием опыта ВНИИЦ

ВВС, современных систем заградительных аэростатов для защиты важных объектов РФ. В качестве объекта защиты предлагаем рассмотреть

возможность установки системы заградительных аэростатов петербургского порта Бронка, на который в марте 2014 года была проведена террористическая атака ВСУ БПЛА самолетного типа.

Учитывая небольшие размеры порта и его развитую инфраструктуру, можно в сжатые сроки оперативно установить заградительные аэростаты и закрыть подходы к нему также со стороны Финского залива, обеспечив безопасность круглогодичной эксплуатации.

Считаем, что в условиях усиления диверсионных актов со стороны киевских властей при активном содействии коллективного Запада защита инфраструктурных объектов в России является первоочередной задачей, требующей для своего решения привлечения всех возможных способов, включая использование аэростатов.

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская 97, к.2, лит а
Тел: +7 (812) 905-94-36, +7 (931) 256-95-77