ИНТЕРВЬЮ С МИНИСТРОМ ТРАНСПОРТА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ НИКОЛАЕМ ЛУКАШЕНКО СОСТОЯЛОСЬ В ПОХОДНЫХ УСЛОВИЯХ, ВО ВРЕМЯ ТРАДИЦИОННОГО
ОБЪЕЗДА ОБЪЕКТОВ СТРОИТЕЛЬСТВА. СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ БЕСЕДА ДОПОЛНИЛАСЬ ИНТЕРЕСНЫМ НАГЛЯДНЫМ МАТЕРИАЛОМ.
— Николай Николаевич, расскажите о дорожной сети Республики Крым, находящейся в вашем оперативном управлении: какова ее протяженность, сколько на ней насчитывается мостовых сооружений? В каком они находятся состоянии?
— В целом на территории Республики Крым находится более 15 тыс. км автомобильных дорог местного, регионального и межмуниципального значения, из которых 6 тыс. км — это дороги муниципального и регионального значения и 9 тыс. км — местного значения, находящиеся в собственности муниципальных образований. Мостовых сооружений всех типов насчитывается у нас порядка тысячи. К сожалению, со времен Советского Союза и до 2014 года ремонтом этих сооружений на полуострове никто практически не занимался, и многие из них пришли в предаварийное состояние.
В 2014 году, сразу после вхождения Крыма в состав России, началось обследование всех мостовых сооружений. Были сформированы планы по их ремонту и капитальному ремонту, куда в приоритетном порядке включили наиболее ветхие объекты. В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» они постепенно приводятся в нормативное состояние.
— Какие значимые объекты строительства и реконструкции были завершены на полуострове в последние годы? Как это отразилось на транспортной ситуации в целом?
— Самым главным объектом Республики Крым является автомобильная дорога «Таврида». Она рассекает полуостров с востока на юго-запад, а ее протяженность только на территории Крыма составляет более 250 (!) км. Эта автомобильная дорога позволяет обеспечить безопасный и безостановочный проезд к удаленным районам полуострова за счет наличия путепроводов и съездов в разных уровнях. Она существенно сократила время проезда автомобилей. Если раньше от Симферополя до Керчи дорога занимала 4–6 часов, то теперь время в пути составляет всего 2–2,5 часа. Важным аспектом является и то, что трасса дала толчок к социально-экономическому развитию Республики Крым — начали развиваться территории вдоль автомагистрали, обустраивается придорожный сервис: появляются заправочные станции и многофункциональные зоны с пунктами общественного питания, автомойками и СТО. В соответствии с указом Президента РФ Владимира Путина на всех этих заправочных станциях реализуются мероприятия, связанные с установкой электрозарядных станций для электромобилей. Напомню, что Крым является рекреационной зоной и в этой связи вопросы экологии стоят у нас на первом месте.
Помимо «Тавриды» знаковым объектом для нас является Крымский мост, который также существенно сократил все логистические издержки, связанные с пересечением Керченского пролива. Если до 2019 года логистика заключалась в использовании паромной переправы, которая имела определенные ограничения, в том числе связанные с погодными условиями, то с вводом в эксплуатацию моста все эти проблемы удалось решить. В настоящее время принимаются все необходимые меры по обеспечению безопасности проезда по Крымскому мосту. Также хотел бы отметить еще один из наших знаковых объектов. На данный момент реализован 1-й этап строительства автомобильной дороги Симферополь — Евпатория — Мирный, которая пройдет в западную часть полуострова в обход населенных пунктов: построено порядка 40 км трассы, в том числе путепровод, обеспечивающий примыкание к автодороге «Таврида». В настоящее время реализуется 2-й этап строительства, и уже в этом году планируется открыть еще один участок протяженностью 61 км. После его ввода в эксплуатацию Симферополь с Евпаторией соединит четырехполосная автомобильная дорога IВ категории протяженностью 80 км с установленным скоростным режимом 90 км/ч. Это позволит перенаправить транзитные потоки в обход населенных пунктов и обеспечит быстрый проезд гостям и жителям Республики Крым из Симферополя в Евпаторию и обратно.
На сегодняшний день на территории Республики Крым достаточно много объектов находится в стадии реализации. В частности, важным для нас объектом является участок автомобильной дороги от Судака до Солнечной долины. Там находится арт-кластер «Таврида», где проходят молодежные фестивали, и поэтому в приоритетном порядке мы привели в нормативное состояние большой объем автомобильных дорог именно вблизи Судака. Также мы сейчас реализуем еще один комплекс мероприятий, связанных с обеспечением съезда с автомобильной дороги «Таврида» к побережью Черного моря.
Важно отметить, что на завершающей стадии реализации сейчас находится участок автодороги от трассы «Таврида» до города Феодосия протяженностью 7 км. Данный участок дороги был передан в федеральную
собственность, и теперь ею занимается Упрдор «Тамань». В настоящее время там активно ведутся работы по реконструкции участка с расширением проезжей части с двух до четырех полос движения.
В 2014 году после проведения ревизии выяснилось, что из 15 тыс. км автомобильных дорог в нормативном состоянии находится всего 12%. Сейчас эта доля уже доведена до 40%, то есть порядка 4 тыс. км автомобильных дорог мы привели в нормативное состояние. Кроме этого, мы ежегодно уже на протяжении трех лет проводим мероприятия, связанные с профилированием автомобильных дорог с переходным покрытием, так называемых грунто-гравийных. В прошлом году в рамках текущего содержания у нас прошла масштабная кампания по всем муниципальным образованиям Республики Крым — на 3 тыс. км автомобильных дорог с переходным покрытием были проведены мероприятия по профилированию с подсыпкой материала. На сегодняшний день на балансе республики еще имеется порядка 500 км дорог с таким переходным покрытием, которые поэтапно переводятся в дороги с твердым (асфальтобетонным) покрытием. В текущем году уже примерно на 4 тыс. км автомобильных дорог с переходным покрытием будут проводиться работы по профилированию. Этим занимается ГУП РК «Крымавтодор».
Важно отметить, что, начиная с 2021 года, у нас начали проводиться мероприятия по восстановлению питомников по выращиванию саженцев деревьев. В текущем году запланировано высадить порядка 260 тыс. саженцев вдоль автомобильных дорог, в особенности на тех участках, которые подвержены образованию снежных заносов. И, конечно же, поскольку Крым является рекреационной зоной, необходимо восстанавливать численность зеленых насаждений, если при прокладке новой
трассы производилась вырубка деревьев. По согласованию с Министерством природных ресурсов Республики Крым все компенсационные мероприятия обязательно включаются в контракт.
— Не секрет, что крымские недра хранят много артефактов, представляющих собой культурно-исторические ценности. Что делать, если при прокладке новой трассы строители неожиданно обнаружили свидетельства древних цивилизаций?
— Такие ситуации у нас уже возникали. В частности, при строительстве автомобильной дороги «Таврида» в Белогорском районе, вблизи пос. Зуя, была найдена реликтовая пещера. В этом случае уведомляются соответствующие органы, производится оценка данного объекта, на период ее проведения работа на участке приостанавливается. После определения его статуса возможна корректировка проектной документации, предполагающая изменение трассировки с целью сохранения объекта культурного наследия. Именно такое решение и было принято в отношении обнаруженной дорожниками пещеры, которая теперь имеет название Таврида, как и трасса, подарившая ей вторую жизнь. Буквально за два года на месте раскопок был создан
целый музейный комплекс и теперь все желающие могут приехать туда и спуститься в эту уникальную пещеру, увидеть окаменевшие останки древних животных возрастом 1,5—1,8 млн лет.
— Это, безусловно, очень интересно, но давайте вернемся в день сегодняшний. Расскажите о ходе реализации нацпроекта «БКД». Какое количество автомобильных дорог полуострова на сегодняшний день находится в нормативном состоянии? Когда этот показатель достигнет 100%?
— Мы обязательно достигнем стопроцентного результата. На данный момент за счет национального проекта «БКД» непосредственно в Симферопольской агломерации порядка 80% автомобильных дорог уже приведены в нормативное состояние. В текущем году мы планируем выполнить поручение Президента РФ и довести, как минимум, 85% автомобильных дорог по агломерациям в нормативное состояние, а в целом по Республике Крым — до 45 % всех автомобильных дорог. Также у нас ведутся активные работы по приведению в нормативное состояние опорной сети автомобильных дорог Республики Крым. На сегодняшний день уже порядка 70% их приведено в нормативное состояние.
Также с 2022 года в рамках нацпроекта «БКД» мы занимаемся ремонтом и капитальным ремонтом мостовых сооружений. В целом за 2022–2023 гг. у нас было отремонтировано более 800 пог. м мостовых сооружений. В текущем году у нас запланирован капитальный ремонт на 16 объектах общей протяженностью 1,1 тыс. пог. м.
Кроме этого, в рамках нацпроекта «БКД» предусмотрено обустройство шести пунктов весо-габаритного контроля, из которых два уже функционируют в тестовом режиме. В этом году они начнут эксплуатироваться в рабочем режиме, а до 2026 года будут запущены еще четыре. Места их установки согласованы с Управлением ГИБДД Республики Крым. Они будут располагаться на тех автомобильных дорогах, по которым осуществляется основной трафик большегрузных транспортных средств, производящих доставку инертных материалов к местам производства работ. Дело в том, что в республике наряду с мероприятиями по развитию транспортной инфраструктуры ведется активное строительство социально-бытовых объектов. Повсеместно возводятся школы, больницы, поликлиники, амбулатории, ФАПы, что, безусловно, значительно повышает нагрузку на существующую дорожную сеть полуострова.
— Как обеспечивается транспортная безопасность на мостовых сооружениях?
— Что касается обеспечения транспортной безопасности, эта работа у нас проводится после приведения мостовых сооружений в нормативное состояние. В перечень мероприятий по обеспечению транспортной безопасности входит обустройство постов досмотров, устройство видеонаблюдения, обходы специалистами мостовых сооружений с целью выявления опасных предметов.
В случае возникновения внештатных ситуаций очень важно быстро восстановить движение. Все прекрасно помнят ситуацию с Херсонским мостом на автомобильной дороге Граница с Херсонской областью — Симферополь — Алушта — Ялта, когда по мосту были нанесены два ракетных удара. В максимально короткие сроки были проведены мероприятия по замене аварийных конструкций и восстановлению асфальтобетонного полотна.
— В силу своего географического положения доставка стройматериалов в регион сопряжена с определенными трудностями. Как это отражается на их стоимости? Не возникают ли перебои в поставках в разгар строительного сезона?
— Несмотря на то, что были введены определенные санкционные ограничения, они никоим образом не влияют на обеспечение стройматериалами наших объектов строительства либо ремонта. Инертные материалы мы вообще используем из местных карьеров. Действительно, в 2022 году возникали определенные сложности с доставкой битума на территорию Республики Крым. В настоящее время данные проблемы уже урегулированы — активно используются и паромная переправа, и новый сухопутный путь. Все возможные риски минимизированы.
— Как решаете кадровые проблемы? — Стараемся привлекать на работу местных жителей, заинтересовывать молодежь за счет повышения заработных плат. У нас в республике есть колледжи, которые выпускают специалистов для дорожной отрасли, также и Крымский федеральный университет может готовить для нас дорожников. Проводим работу по повышению квалификации работников наших подрядных организаций, причем, не только для работников дорожного хозяйства, но и для транспортников. Стараемся создавать комфортные условия для молодого поколения, проводим бесплатное обучение с гарантированным трудоустройством. Это для нас очень важно, ведь не секрет, что, например, возраст большинства наших водителей сегодня — 45+.
— И в заключение хочу задать традиционный вопрос. Какие задачи стоят перед вашим министерством в текущем году?
— В этом году в соответствии с поставленными Президентом и Правительством Российской Федерации задачами будем заниматься дальнейшим приведением дорог регионального, муниципального и межмуниципального значения в нормативного состояние, а также комплексным ремонтом мостовых сооружений.