НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ НЕ ТОЛЬКО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ
НАИБОЛЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫХ И ПРОДУКТИВНЫХ РЕГИОНОВ
СТРАНЫ, НО И ОБЛАДАЕТ МОЩНОЙ И РАЗВЕТВЛЕННОЙ ДОРОЖНОЙ
СЕТЬЮ, КОТОРАЯ ПО СВОЕЙ ПРОТЯЖЕННОСТИ ЗАНИМАЕТ ДЕСЯТОЕ
МЕСТО В РОССИИ. В ЧАСТНОСТИ, ЧЕРЕЗ ЭТУ ТЕРРИТОРИЮ ПРОХОДЯТ
ВАЖНЕЙШИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ТРАССЫ М-12 «ВОСТОК» И М-7 «ВОЛГА». А
ЧТО ПРОИСХОДИТ В ДОРОЖНОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ПОДВЕДОМСТВЕННОМ
НЕПОСРЕДСТВЕННО РЕГИОНУ, И КАКОВЫ УСПЕХИ НИЖЕГОРОДЦЕВ В
РЕАЛИЗАЦИИ НАЦПРОЕКТА «БКД», РАССКАЗАЛ МИНИСТР ТРАНСПОРТА И
АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ПАВЕЛ САВАТЕЕВ.

 — Павел Николаевич, расскажите о своем министерстве: когда организовано, какие задачи решает, как давно вы его возглавляете.

— Министерство как орган исполнительной власти начало свою деятельность в конце 2005 года. Должность министра я занимаю с сентября 2019 года.

Основной стратегической и государственной задачей министерства является реализация Транспортной стратегии Российской Федерации, которая определяет основные направления развития всего транспортного комплекса, в том числе: организация транспортного обслуживания населения по межмуниципальным и муниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров; обеспечение безопасности дорожного движения; обеспечение транспортной безопасности; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Невооруженным глазом видно, что растет количество транспортных средств, увеличиваются объемы грузовых и пассажирских перевозок, что приводит к повышению интенсивности движения, растут нагрузки на дороги.

Для решения стоящих задач с учетом транспортного развития необходимо создание высокоэффективной региональной транспортно-логистической системы, обеспечивающей комфортное и безбарьерное перемещение населения.

— Расскажите о ходе реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги». С какими результатами завершили прошлый год?

— Национальный проект «Безопасные качественные дороги» реализуется на территории Нижегородской области с 2019 года.

Уже несколько лет подряд мы наращиваем темпы и объемы приведения в нормативное состояние дорожного полотна. Почему для нас это так важно? С момента внедрения национального проекта «Безопасные качественные дороги» проведена огромная работа по его реализации учитывая, что на территории Нижегородской области нацпроект стартовал со значения нормативного состояния региональной сети 29,9%, ниже среднего по России. Меньше трети дорог было в нормативном состоянии.

За время реализации нацпроекта приведено в нормативное состояние 5270 км, в том числе в 2023 году — 1228 км дорог (7,465 млн м2 нового покрытия). За 2023 год в Нижегородской области была проведена одна из самых масштабных дорожных кампаний среди регионов России.

Благодаря поддержке Федерального дорожного агентства и Министерства транспорта РФ нам удается третий год подряд перевыполнять плановые показатели по приведению в нормативное состояние региональных автодорог: в 2021 году — 36,4% (при плане 36,1%), в 2022-м —

38,57% (при плане 37,52%), в 2023-м — 41,35% (при плане 39,53%). Также среди ключевых показателей в 2023 году — до-

стижение норматива опорной сети в 69,1% и дорожной сети двух крупнейших городских агломераций в 83%.

Важно отметить, что с целью повышения безопасности дорожного движения мы выполнили устройство линий наружного освещения — 119 км, обустройство 58 нерегулируемых пешеходных переходов, 117 новых остановочных павильонов.

— Какие объекты будут приведены в нормативное состояние в этом году? Есть ли переходящие объекты? Какие средства на это выделяются, в том числе, из местного бюджета?

— В соответствии с утвержденной пятилетней программой дорожной деятельности и подписанным меморандумом между Федеральным дорожным агентством и правительством Нижегородской области в этом году планируется: по автодорогам регионального и межмуниципального значения — привести в нормативное состояние 424 км; по автодорогам местного значения — выполнить работы на 120 км.

На сегодняшний день уже сдано 174 км из указанного выше объема. Плановые годовые работы по ремонту завершаем до конца октября.

Планируем также ввести после строительства и реконструкции 5,5 км автодорог регионального значения и привести в нормативное состояние почти 1,2 тыс. пог. м мостовых сооружений.

На реализацию мероприятий дорожной деятельности в текущем году направлено более 29,6 млрд рублей, в том числе на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения регионом выделены средства в размере 5,7 млрд и 2,7 млрд — на содержание автодорог местного значения.

— Представляется ли возможным в ближайшей перспективе привести всю подведомственную вам дорожную сеть в нормативное состояние?

— Это актуальный вопрос не только для нас, но и для других регионов России — самой большой страны в мире. Нижегородская область, как известно, расположена в центре европейской части Российской Федерации. Наша дорожная сеть включает в себя ключевые транзитные артерии, соединяющие такие регионы, как Владимирская, Рязанская, Ивановская, Кировская и Костромская области, республики Мордовия, Чувашия, Марий Эл.

В связи с этим отмечу и особенности дорожного хозяйства на нашей территории. Основную долю в общей протяженности путей сообщения в Нижегородской об-

ласти составляют автомобильные дороги. Протяженность их сети составляет 33,5 тыс. км. В том числе: 577 км — дороги федерального значения, 12, 9 тыс. км — регионального и межмуниципального значения, 20 тыс. км — местного значения.

По данным статистики за 2023 год (на 01.01.2024), по протяженности сети автомобильных дорог Нижегородская область занимает 4-е место в Приволжском федеральном округе (уступаем только Республике Башкортостан, Республике Татарстан, Самарской области) и 10-е место в Российской Федерации.

Напомню, главная задача национального проекта «Безопасные качественные дороги» определена нашим Президентом еще в 2018 году — это увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, к 2024 году до 50%. Также на перспективу до 2036 года установлены следующие целевые показатели и задачи: увеличение к 2030 году доли дорог агломераций и опорной сети, отвечающих нормативным требованиям, до 85%, и увеличение доли дорог регионального и межмуниципального значения в нормативном состоянии до 60%.

По показателю «Доля дорожной сети агломераций в нормативном состоянии» к концу 2024 года мы достигнем уровня в 85%, что будет соответствовать выполнению задач Президента.

Вместе с тем по показателю «Доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям», значение по итогам 2024 года у нас составит 32,45% (при плане 41,35%). Это связано с необходимостью восстановления дорог, задействованных при строительстве скоростной магистрали М-12 «Восток» от Москвы до Казани.

— Как обстоят дела с ходом реализации программы «Мосты и путепроводы»? Какое число объектов уже приведено в нормативное состояние? Сколько мостовых сооружений (в процентах) не отвечает нормативным требованиям на сегодняшний день?

— На автомобильных дорогах общего пользования регионального и межмуниципального значения Нижегородской области находится 899 шт./38,6 тыс. пог. м мостов и путепроводов. Планируемые к достижению показатели приведения их к нормативу указаны по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» еще в 2022 году. За период по 2026 год необходимо привести в нормативное состояние около 3,6 тыс. пог. м мостовых сооружений.

По итогам 2023 года уже приведено в нормативное состояние 1,4 тыс. пог. м. В 2024 году планируем увеличить этот показатель до 2,4 тыс. пог. м.

— Как меняются показатели безопасности дорожного движения в процессе реализации БКД? Какие предпринимаемые меры способствуют положительной динамике?

— По сравнению с аналогичным периодом 2017 года (является базовым при расчете показателей национального проекта «Безопасные качественные дороги»), количество ДТП сократилось на 12,1%, число погибших — на 15,5%.

Для снижения тяжести последствия совершения ДТП реализуются следующие мероприятия:

  • разделение встречных потоков транспортных средств на потенциально аварийно-опасных участках автомобильных дорог, путем установки барьерного ограждения, в том числе сигнальных столбиков;
  • популяризации работы единого телефона «112», посредством которого граждане могут сообщить в полицию о лицах, управляющих транспортными средствами в состоянии опьянения (за время реализации данного мероприятия поступило 8119 обращений, при отработке которых сотрудниками полиции задержано более 2 тыс. тыс. нетрезвых водителей; практически каждое четвертое сообщение по номеру «112» привело к пресечению управления транспортом в состоянии опьянения);
  • реализация мероприятий по увеличению количества комплексов автоматической фотовидеофиксации нарушений Правил дорожного движения на территории Нижегородской области на 107 шт.

Положительная динамика снижения основных показателей прослеживается и в 2024 году. По данным ГИБДД, по итогам шести месяцев 2024 года по сравнению с аналогичным периодом 2023 года снижено: количество ДТП — на 2,5%, число погибших в результате ДТП — на 17,8%, число раненных в результате ДТП — на 6,4%.

— Как боретесь с недобросовестными перевозчиками, осуществляющими проезд по дорогам области с перегрузом?

— Действительно, кроме реализации мероприятий по строительству и ремонту, мы особое внимание уделяем и сохранности автодорог. В настоящее время на дорогах регионального значения функционируют шесть постов весогабаритного контроля (построены еще в 2016 году). Только за прошлый год ЦАФАП Центрального МУГАДН по нарушениям было вынесено более 2,5 тыс. постановлений. В текущем году, с учетом анализа транспортных потоков, планируем оборудовать еще два поста.

— На какой период рассчитаны контракты по содержанию дорог? Справляются ли ваши дорожно-эксплуатационные организации с ситуацией в зимний период?

— Контракты на содержание дорог заключаются сроком на два года, что дает подрядным организациям возможность планово вести свою хозяйственную деятельность: комплектовать штат сотрудников, пополнять и обновлять парк необходимой спецтехники, своевременно и в нужном объеме создавать необходимый запас ПГМ.

Курирующее выполнение этих задач ГКУ НО «ГУАД» обладает современной аккредитованной лабораторией с высококвалифицированным штатом сотрудников, что обеспечивает полный контроль качества материалов и выполненных работ.

— Каковы планы и задачи на перспективу?

Как я уже раньше сказал, согласно указу Президента Российской Федерации по национальному проекту «Безопасные качественные дороги» необходимо к концу 2024 года обеспечить достижение целевого показателя: увеличение доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, не менее чем до 50%. К 2030 году данный показатель должен составить 60%. Говоря про перспективы регионального развития, нужно отметить: ни для кого не секрет, что Нижний Новгород является единственным городом-миллионником в Приволжском федеральном округе, не имеющим полноценной сети обходов. Поэтому для гармоничного и сбалансированного развития всей территории, возможности притяжения значительных ресурсов и роста уровня жизни граждан городу крайне необходимы современные объездные дороги. Реализация проекта строительства обходов Нижнего Новгорода определит новые границы развития ядра агломерации на 30-50 лет и поможет ускорить перемещение пассажиров и грузов, оказав влияние на экономику как области, так и всего ПФО.

Редакция благодарит пресс-службу Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области за содействие в подготовке интервью

ИНФОРМАЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

г. Санкт-Петербург, ул. Будапештская 97, к.2, лит а
Тел: +7 (812) 905-94-36, +7 (931) 256-95-77