А. А. НАЗАРЕНКО, директор направления «Дорожное строительство» ООО «ГЕКС Полимер»
В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕН ХИМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ХОЛОДНОЙ РЕГЕНЕРАЦИИ ДОРОЖНЫХ ОДЕЖД КАК НАИБОЛЕЕ ПЕРСПЕКТИВНЫЙ И ТЕХНОЛОГИЧНЫЙ. РАССМОТРЕНО ПРИМЕНЕНИЕ УКРЕПЛЯЮЩЕЙ ДОБАВКИ ДЛЯ СУЩЕСТВЕННОГО ПОВЫШЕНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ПОКРЫТИЙ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ.
В связи с ежегодно растущей интенсивностью и грузонапряженностью движения и их негативно го влияния на несущую способность конструкции дорожной одежды сформулированы государственные приоритеты при разработке проектной документации и технических решений при строительстве и реконструкции автомобильных дорог:
- внедрение новых материалов и технологий при строительстве автомобильных дорог;
- импортозамещение — использование материалов и техники отечественного производства;
- увеличение сроков службы автомобильных дорог без дополнительного финансирования;
- обеспечить безопасное и комфортное передвижение по автодорожному покрытию с учетом постоянно увеличивающихся нагрузок на конструкцию дорожной одежды;
- приведение в нормативное состояние автомобильных дорог общего пользования.
Основная причина возникающих деформаций на поверхности автомобильных дорог зачастую связана с некачественно выполненным устройством земляного полотна или с неправильно выбранной технологией для конкретного региона, его грунтовых и климатических условий. Как результат — провалы или выпоры грунта на поверхности, продольные и поперечные трещины и пр.
Возможные способы устранения данных дефектов:
- механический — самый простой с точки зрения технологии, это уплотнение грунта отрядом уплотняющей техники или вдавливание (забивание) высокопрочных элементов в слой существующего грунта;
- замена пучинистого или слабого грунта — данный способ финансово затратный и увеличивает сроки строительства, причем замененный грунт также нуждается в качественном уплотнении;
- использование геосинтетических материалов — способ дорогостоящий и требующий правильных профессиональных расчетов несущей способности той или иной марки геосинтетики, несоблюдение технологии может привести к неполноценной работе всей конструкции дорожной одежды после открытия участка автомобильной дороги;
- химический — самый перспективный и технологичный способ увеличения несущей способности и физикомеханических характеристик грунта земляного полотна.
При предварительно подобранном в лаборатории составе химическим способом можно достигнуть требуемых дорожниками характеристик. Это может быть выполнено с помощью комплексного вяжущего или совместно с минеральным вяжущим. Так, при добавлении 0,2% укрепляющей добавки «МастерРоад» несущая способность увеличивается в два раза, при этом максимальное количество используемого асфальтогранулята может достигать 85%.
Применение при технологии холодной регенерации укрепляющей добавки «МастерРоад» позволяет увеличить сроки бесперебойной, безопасной работы конструкции дорожной одежды при всех прочих имеющихся слоях, которые технологически предусмотрены проектом. Однако толщину устраиваемых слоев можно сократить, исходя из предварительных расчетов несущей способности и лабораторного подбора состава асфальтогранулобетона (АГБ).
При перспективном планировании и развитии сети автомобильных дорог возможно предусмотреть перевод их в более высокую категорию без лишнего финансирования, заложив сегодня данную технологию в стандарты проектирования и строительства. Таким способом можно, в частности, быстрее развивать дорожную сеть в малодоступной местности. Экономический эффект при этом возможно достичь за счет использования местных материалов и минимального количества специализированной строительной техники, ГСМ, трудовых ресурсов.
Как можно увидеть из таблицы, прочность при непрямом растяжении достигает нормативных значений уже в первые 7 суток набора прочности. При этом не стоит упускать из внимания тот факт, что экономия достигается за счет минимального ввода органического вяжущего в состав комплексного вяжущего.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по применению укрепляющей добавки «МастерРоад»:
- распределение добавки осуществляется дополнительным проходом распределяющего механизма, а далее — согласно технологической схеме по устройству слоя по способу холодной регенерации;
- возможно применение добавки как с минеральным вяжущим, так и в составе комплексного вяжущего; достижимо использование асфальтогранулята до
- 85% в составе смеси; контролирование физико-механических характеристик за счет влажности грунта и процента ввода укрепляющей добавки;
- отечественное производство, не зависящее от сырьевых зарубежных поставщиков, и возможность доставки материала в любую точку РФ без ухудшения его характеристик.