Северная столица присоединился к реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги» в 2021 году. Благодаря этому проекту в текущем году в Санкт-Петербурге приведут в нормативное состояние более 100 км дорог. О том, как ведутся работы, какие используются технологии и материалы, а также строительство каких объектов уже завершено, рассказал начальник управления контроля качества и внедрения инноваций СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Андрей Демин.
— Андрей Николаевич, как в Санкт-Петербурге идет работа по совершенствованию внутригородской дорожной сети? Какой объем работ в текущем сезоне уже выполнен? Что можете сказать о качестве строительства?
— Процесс приведения в порядок дорожной сети мегаполиса находится под пристальным вниманием Правительства Санкт Петербурга.
На сегодняшний день дорожное полотно обновлено на Свердловской набережной, Гороховой, Бестужевской улицах, на проспекте Медиков и Новоизмайловском проспекте, на Рябовском, Ланском, Гатчинском шоссе и набережной реки Екатерингофки.
В ходе ремонта в Петербурге применяют новые технологические решения. При укладке верхнего слоя покрытия, рассчитанного по технологии объемно-функционального проектирования в соответствии с новым ГОСТом, используют высокопрочный щебеночно-мастичный асфальтобетон, переустанавливают бортовые камни, люки ливневой канализации, наносят разметку термопластиком.
Особое внимание уделяется обустройству безбарьерной среды для маломобильных групп населения. Например, во время ремонта тротуаров специалисты занижают бортовой камень на перекрестках и пешеходных переходах.
Кроме того, на юге города запущено рабочее движение на двух крупнейших инфраструктурных объектах.
В Московском районе завершено строительство и открыто рабочее движение по путепроводу правого направления на Московско-Дунайской транспортной развязке. Это один из важнейших объектов, который реализуется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги». Открытие рабочего движения и переключение транспортных потоков разгрузит дорожную сеть Московского и Фрунзенского районов, а также выведет транспорт на автодорогу федерального значения М-10 «Россия», относящуюся к международному транспортному маршруту «Европа — Западный Китай».
В Колпинском районе открыто рабочее движение по новым путепроводам на пересечении Петрозаводского и Лагерного шоссе в сторону г. Колпино. Также было запущено движение по левому направлению Петрозаводского шоссе.
Специалисты выполнили переустройство инженерных коммуникаций и дорожные работы, установили шумозащитные экраны, осуществили комплекс работ по заполнению подпорной стенки на подходе к путепроводу, а также уложили асфальт и тем самым завершили самые масштабные работы в рамках 2 этапа реконструкции Петрозаводского шоссе. Позднее подрядчик завершит устройство тротуаров, 23-метрового надземного пешеходного перехода и восстановит нарушенное благоустройство.
— Дороги Санкт-Петербурга в целом достаточно высокого качества. Но жизнь не стоит на месте. Какие новации используются применительно к условиям Северной столицы?
— В ходе реализации дорожных проектов специалисты применяют перспективные и самые современные технологии строительства, и как результат, население получает возможность пользоваться качественными дорогами. С 2022 года, как я говорил выше, в ходе ремонта проезжей части используются асфальтобетонные смеси и покрытия, запроектированные по методологии объемно-функционального проектирования.
Основное преимущество таких покрытий в том, что они учитывают условия эксплуатации дорог в СанктПетербурге, а также возможность изменения в лабораторных условиях эксплуатационных характеристик покрытия на период до 5–7 лет. Это позволяет предохранить дороги от появления дефектов на длительный срок.
Также уделяется большое внимание экологическим аспектам. Ремонт дорог и тротуаров в городе выполняется в непосредственной близости от жилой застройки. В результате местные жители часто жалуются на запах асфальта, особенно в жаркие летние месяцы. В целях минимизации негативного влияния в этом году были опробованы два варианта асфальтобетонных смесей: с добавлением пищевых ароматизаторов и «теплые» смеси.
В первом случае запах асфальта становится более привлекательным, а во втором смеси на заводе производятся при пониженных температурах (на 20 градусов ниже), что позволяет также минимизировать характерный запах асфальта. Хочу отметить, что в разогретом состоянии ароматизатор практически нейтрализует запах битума, заменяя его на аромат ягод и ни коим образом не влияет на здоровье людей. При остывании аромат ягод исчезает, также как и запах битума. Для жителей города асфальт с таким ароматом вызывает удивление, положительные эмоции. Есть и скептики. Мы, дорожники, считаем, что это большой шаг для асфальтобетонного строительства, особенно в городских условиях.
С учетом того, что из-за погодных условий дорожный сезон в Санкт-Петербурге достаточно короткий, всего 5–6 месяцев, дорожники вынуждены переносить часть работ на осень. Чтобы проводить их без потери качества применяется технология укладки «теплой» асфальтобетонной смеси.
Примечательно, что опытный участок в СанктПетербурге по указанной технологии был уложен более 5 лет назад. Работы производились при температуре –10 градусов. Замечаний по данному объекту нет до сих пор.
— Один из самых наболевших вопросов, характерных для всех отраслей – импортозамещение. Как эта задача решается при реализации национального проекта БКД в Санкт-Петербурге?
— Главная задача дорожного покрытия — сохранять свои свойства в период эксплуатации при высоких нагрузках от проезжающего автотранспорта и погодных условий. Дорожное покрытие должно быть устойчиво к минусовым и плюсовым температурам, не должно сдвигаться и разрушаться.
В свою очередь, качество и долговечность дорожного покрытия напрямую зависят от качества применяемого битумного вяжущего. Кроме того, для ряда асфальтобетонных смесей предусмотрено использование специальных добавок: адгезионных, стабилизирующих и полимерных, которые напрямую влияют на стоимость конечного продукта. Долгое время эти компоненты поставлялись изза рубежа. Но за последнее время ситуация существенно изменилась в пользу российского производителя.
Так, адгезионные и стабилизирующие добавки, а также добавки для производства битумных эмульсий уже около 10–15 лет производятся в России. Что же касается добавок для производства полимерно-битумного вяжущего, то уверенное применение российских СБСполимеров началось не ранее 5 лет назад.
СБС-полимер – это высокотехнологичный материал, следовательно, надо учесть, что для его разработки и производства необходимо длительное время и значительные финансовые затраты. Чтобы снизить последние, необходимы большие объемы сбыта.
Ранее наши производители в части полимеров были полностью зависимы от импорта, качественного и высокотехнологичного. Однако в данный момент ситуация в корне изменилась — импортное сырье заменено на российское. Сегодня с гордостью можно сказать, что в Санкт-Петербурге в асфальтобетоне импортных составляющих нет.
— Качество дорог напрямую зависит от ряда условий во всей производственной цепочке строительства или ремонта дорог, начиная от производства смеси до ее укладки. Как сегодня обстоят дела с производством смесей на специализированных заводах?
— Высокие требования, предъявляемые к качеству асфальтобетонных смесей, напрямую зависят от уровня технического оснащения асфальтобетонных заводов (АБЗ). Современный завод включает в себя не только асфальтосмесительную установку (АСУ), это целый комплекс, состоящий из площадок и хранилищ, где складировано все необходимое для производства: битум, щебень, минеральный порошок, различные добавки. Также это специализированная, оснащенная высокотехнологичным оборудованием лаборатория, которая контролирует качество исходных материалов и конечного продукта.
Асфальтосмесительная установка сегодня — это полностью автоматизированная система, которая управляет процессом, начиная от загрузки материалов и заканчивая отгрузкой смеси в кузов самосвалов, доставляющих ее на объекты. Она практически полностью исключает использование ручного труда. При этом обеспечивает высокую производительность, точность согласованного состава асфальтобетонной смеси и экологичность производства. Если смеситель АСУ можно сравнить с сердцем асфальтобетонного завода, то кабина оператора – это его мозг. Для управления процессом производства кабина оператора оснащена современными промышленными компьютерами, которые позволяют ему контролировать весь процесс работы завода, не выходя из кабины.
— За границей, например, в Республике Беларусь, широкое распространение получили бетонные дороги. В их условиях применение бетона оправдано, строительство выгодно, дорожное покрытие получается долговечным. А что можно сказать о применении этой технологии в условиях Санкт-Петербурга?
— Любая конструкция дорожной одежды — величина расчетная. При ее проектировании учитывается ряд параметров, среди которых — интенсивность движения, геологические особенности, природные условия и много других факторов. Необходимо учесть сроки строительства автомобильной дороги, а также затраты на ее строительство и поддержание в нормативном состоянии в период эксплуатации.
Именно сложности эксплуатации бетонных дорог не дают им такого же распространения у нас, как дорогам, выполненных с применением асфальтобетона. Одна из причин состоит в том, что во многих городах, и Санкт-Петербург — не исключение, подземные коммуникации в большом количестве проходят в теле дороги, и в случае аварии вскрыть бетонное покрытие весьма проблематично.
Кроме того, после вынужденного вскрытия быстро восстановить место ремонта также не получится, это довольно трудозатратный процесс.
Еще одна проблема — устранение колеи износа от шипованных шин. Как устранять этот дефект при помощи асфальтобетона, ясно и понятно. А вот как выравнивать эти неровности на бетонных дорогах, пока точно никто сказать не может.
Стоит обратить внимание на то, что большинство бетонных дорог построено в тех странах, где применение шипованных шин запрещено. Отсюда можно сделать вывод, что даже принимая во внимание все положительные характеристики дорог с бетонным покрытием (выдерживают высокие транспортные нагрузки, не продавливаются, не сдвигаются, устойчивы к воздействию влаги), для Санкт-Петербурга в приоритете остаются все же асфальтобетонные дороги.
— Спасибо, что нашли время ответить на вопросы редакции!
Редакция благодарит за помощь в подготовке интервью
Дирекцию транспортного строительства Санкт-Петербурга
Подготовил Дмитрий КАРПОВ