17 декабря Министр транспорта РФ Роман Старовойт дал интервью телеканалу «Россия-24»: подвел итоги работы подведомственных Минтрансу РФ структур, рассказал, как развивается транспортная система страны, с какими вызовами ей приходится сталкиваться при решении поставленных задач и о планах на будущее.
— Роман Владимирович, год подходит к завершению, время подводить итоги. Если разделить их по отраслям: перевозка пассажиров, грузов, введенные объекты, поставка транспорта регионам, — какие основные итоги вы можете обозначить?
— Прежде всего, хочу сказать, что транспортники, так же как и вся страна, нацелены на то, чтобы как можно скорее одержать победу в специальной военной операции. Мы в своей победе, конечно, уверены, и вся система транспорта задействована для достижения как раз этой главной цели. Можно сказать уверенно, что задачи, поставленные Президентом России и Правительством Российской Федерации, будут выполнены.
Несмотря на все сложности, объемы финансирования транспортного комплекса существенны. Если мы посмотрим на предыдущие пять лет, в течение которых реализовывался национальный проект, — наиболее узнаваемый жителями нашей страны, — «Безопасные качественные дороги», то объем его финансирования составлял 2,3 трлн рублей. Преемник этого проекта — новый нацпроект, который мы сформировали, «Инфраструктура для жизни» — предполагает объем финансирования с 2025 по 2030 год в размере 8,4 трлн рублей. Это существенный рост, и, конечно, в результате жители нашей страны увидят новые построенные, отремонтированные автомобильные дороги федерального, регионального и местного значения.
Если посмотреть по отраслям, этот год, конечно, непростой, но мы видим, что практически по всем показателям мы даем прирост. Наиболее сложная ситуация, казалось бы, должна быть в авиации, потому что наши противники, вводя санкции, предполагали, что у нас и весь гражданский флот, и все наши авиакомпании остановятся. Но этого не происходит, мы даже видим прирост пассажиропотока. Он, может быть, небольшой в процентном отношении, но все-таки мы предполагаем, что по итогам 2024 года более 110 млн пассажиров воспользуются услугами наших авиакомпаний.
Причем большинство из них — 86 млн из 110 — это внутренние региональные перевозки, межрегиональные перевозки. И здесь, конечно, большое подспорье и пассажирам, которые пользуются этим видом транспорта, и также нашим авиакомпаниям — три программы субсидирования, которые работают в нашей стране. Только на эти цели в текущем году из федерального бюджета были направлены 25 млрд рублей.
В 2024 году мы ожидаем, что российские железные дороги перевезут 1,2 млрд пассажиров. Это рост более чем на 2% к 2023 году. И этот очень хороший прирост говорит о том, что качество российских железных дорог и услуги, которые оказываются предприятиями РЖД, высокого уровня. Мы видим, что традиционно все это пользуется высоким спросом. Качественно меняются наши вагоны, в целом услуга по перевозке на железных дорогах.
По перевозке грузов мы ожидаемо видим некоторое снижение — около 3%. Это объясняется, с одной стороны, завершением крупных строек. Например, у нас построена новая автомобильная дорога Москва — Казань. Инертные материалы, другие строительные грузы для этой стройки перевозились, в том числе железными дорогами. Стройка завершилась, и мы видим некоторое снижение.
С другой стороны, мы видим проблемы Восточного полигона, потому что все наши предприятия, экспортные грузы развернулись в основном на восток. А существующие инфраструктурные ограничения, несмотря на прирост провозной способности, все-таки еще существуют на БАМе и Транссибе, поэтому это снижение в виде 3% ожидалось и нами, и экспертами. Но мы видим, что в следующем году прирост составит порядка 4%, и мы восстановим объем перевозок в этой части.
Мы только в этом году увеличили пропускную способность по перевалке грузов морским и речным транспортом более чем на 24 млн т. Это хороший прирост. Мы сегодня видим, что ритмично работает морской и речной транспорт. И здесь, конечно, если говорить про реку, у нас достаточно большой потенциал роста. Мы понимаем это, поэтому все инструменты в виде национальных проектов, других программ, федеральных проектов будут использованы для наращивания как раз этого потенциала.
Вы упомянули общественный транспорт. Мы прекрасно понимаем, что общественный транспорт — это социальная функция государства. И он традиционно пользуется популярностью, тем более сейчас, когда появляются новые виды транспорта — электробусы, троллейбусы с автономным ходом.
Только в этом году более 7400 новых единиц общественного транспорта вышли на улицы наших городов. При помощи федерального бюджета была оказана поддержка в этом виде более чем 70 субъектам Российской Федерации по всей нашей стране. И это, конечно, будет продолжено в рамках нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
— На форуме «Транспорт России» вы говорили, что российская авиация сейчас работает безопасно и соответствует международным требованиям. Как удается обеспечить летную годность и соответствие международным требованиям в условиях санкций, в условиях ограничения поставок запчастей?
— Да, действительно, вопросы есть, но мы демонстрируем рост. И этот рост обеспечивают 18 отечественных, атакже 53 иностранные авиакомпании. Мы сегодня выполняем полеты в 38 государств.
В этой связи говорить о том, что наш гражданский воздушный флот отрезан от мировой системы абсолютно не приходится. Более 400 специализированных организаций задействованы в поддержании летной годности, в сервисе наших воздушных судов. Да, проблемы нашими недругами, конечно, были созданы, но мы их успешно преодолеваем.
Безусловно, возникают временные затраты, может быть, где-то финансовые затраты. Но сегодня каждое воздушное судно, которое принимает на борт пассажиров, в соответствии со всеми международными регла-
ментами обслужено, все запасные части и необходимые компоненты меняются в соответствии со сроками, предусмотренными регламентами эксплуатации этого воздушного судна. И, конечно, очень внимательно следят за этим Росавиация, Ространснадзор, которые входят в структуру Министерства транспорта Российской Федерации.
Именно поэтому мы не видим роста и количества авиационных происшествий. Да, безусловно, они случаются, но на уровне предыдущих лет. Мы, конечно, боремся за то, чтобы минимизировать такие происшествия, и вместе с авиакомпаниями работаем в этом направлении.
— Вы сказали про два национальных проекта, но есть еще один нацпроект, который разработан по поручению Президента, — транспортный. Расскажите, что в нем прописано, какие объемы финансирования предусмотрены.
— «Эффективная транспортная система» — именно так называется новый национальный проект. В первую очередь, конечно, он нацелен на эффективную работу нашей транспортной системы. Особенность Российской Федерации состоит в том, что это самая большая по протяженности страна в мире. Мы лидируем по многим показателям, в том числе по железнодорожной инфраструктуре, речным магистралям, сети автомобильных дорог. И конечно, в развитии эффективной транспортной системы в рамках нового национального проекта именно в этих направлениях мы и будем двигаться.
В первую очередь это задача по увеличению в полтора раза авиационной мобильности, поставленная нашим Президентом. На эти цели предусматриваются значительные капитальные затраты со стороны федерального бюджета и со стороны внебюджетных источников для реконструкции взлетно-посадочных полос, а также для реконструкции и строительства новых аэровокзалов, которые примут наших новых пассажиров и тех, кто традиционно пользуется воздушным сообщением.
Здесь мы работаем сообща вместе с нашими коллегами из Министерства промышленности и торговли РФ, потому что без выхода на линию новых качественных современных воздушных судов с этой задачей нам было бы трудно справиться.
В рамках этого национального проекта мы предусматриваем развитие морской портовой инфраструктуры, речных магистралей — и такой проект у нас предусматривается в «Эффективной транспортной системе». Это развитие международных транспортных коридоров, в том числе «Север — Юг». Это большая задача, большой вызов для всего транспорта, но я уверен, что мы с ним успешно справимся.
— Как идет работа в новых регионах: восстановление инфраструктуры, новые стройки, налаживание логистики?
— Для нас это и задача, и веление души и сердца. Как только позволяют требования безопасности, на объекты выходят дорожники. Уже потом идут строители и те, кто занимается общестроительными работами.
Тысячи километров капитально отремонтированы и построены в наших новых субъектах, которые вернулись в состав Российской Федерации, в нашу дружную семью. Мы выполняем большую гуманитарную миссию, в том числе по восстановлению транспортной системы в этих субъектах. По большому счету в транспортную инфраструктуру Донбасса, Новороссии существенных вложений практически не было. Мы видим это в дорожном хозяйстве, в инфраструктуре морских портов. Даже без учета военных действий многие объекты находились в аварийном состоянии, поэтому требуют большого внимания.
Мы приросли двумя новыми портами, это Мариуполь и Бердянск. И сегодня вместе с коллегами из наших новых субъектов Российской Федерации мы формируем планы по наращиванию поставок через эти гавани.
Железнодорожная инфраструктура восстанавливается. Мы видим, что воссоздан железнодорожный вокзал Мариуполя. Внешне он очень похож на тот, который существовал, но внутри, конечно, это совершенно другой уровень.
Также наши коллеги-железнодорожники работают над восстановлением железнодорожных путей, искусственных сооружений, для того чтобы использовать железнодорожную инфраструктуру для доставки строительных грузов, потому что планы по строительству, по реконструкции объектов новых регионов очень масштабные. И здесь мы работаем вместе с нашими субъектами Российской Федерации, которые являются шефами новых регионов. Это большая дружная работа.
— Транспортный комплекс помогает участникам СВО. Вы — наставник одного из участников программы «Время героев» Андрея Митяшина. Являясь финалистом этой программы, он сейчас стажируется в Минтрансе. Расскажите подробности.
— Андрей — большой молодец, и мы испытываем гордость, что в нашей команде появился такой человек, это действительно герой — Герой России, танкист. Андрей закончил Казанское танковое училище, и когда появилась возможность, мы познакомились с ним.
Я с удовольствием пригласил его в нашу дружную команду. Андрей сам определил, что хотел бы посмотреть все виды транспорта более внимательно. Он ознакомился с работой наших дорожников, но в конце концов
принял решение влиться в команду подведомственного нам Российского университета транспорта. Ему удается успешно вести диалог с нашим подраста-
ющим поколением. Он охотно делится теми знаниями, опытом, которые он приобрел в рамках специальной военной операции. Он рассказывает ребятам о целях и задачах, которые были поставлены, о своих сослуживцах, о геройском поступке, который он и его команда совершили. Поэтому я убежден, что команда транспортников только усилилась благодаря Андрею Митяшину.
Мы сейчас ведем переговоры, и, скорее всего, у нас появится еще один участник программы, тоже героический человек, который прошел специальную военную операцию. Мы были бы очень рады, если бы команда расширилась.
Хочу сказать, что транспортники очень чтят выдающихся людей отрасли. Вот совсем недавно мы отмечали День героев, и в этот день мы в торжественной обстановке открыли картинную галерею, где представлены портреты Героев Труда, Героев России, заслуженных транспортников. Их сейчас всего 15 человек, но это знаменитые летчики, летчики-испытатели, которые благодаря своей выдержке и героическим действиям спасли жизни многих людей.
Это Герои Труда, которые непосредственно принимали участие в реализации таких проектов, как строительство транспортной инфраструктуры Олимпийского парка Сочи, Крымского моста. Это, конечно, те люди, на которых равняется наша молодежь, наша подрастающая смена.
— Мы видим, как в последнее время стремительно развиваются технологии, в том числе в транспортном комплексе. А успевает ли система подготовки кадров готовить специалистов соответствующей квалификации? И вообще хватает ли кадров в отрасли?
— Как и везде, сегодня очень большой спрос на молодых специалистов, на людей, которые обладают знаниями и навыками.
Стоит вспомнить, что в этом году мы отмечали 215 лет транспортному вузу — Петербургскому государственному университету путей сообщения. Это одно из старейших высших учебных заведений нашей страны, и, конечно, традиции, которые передаются из поколения в поколение, в том числе трудовые династии, для нас имеют очень большое значение.
В системе образования транспорта 19 вузов. Это университеты и академии, и если посчитать, сколько студентов обучается в наших вузах с теми ребятами, которые проходят повышение квалификации, то получится целая армия из 500 тыс. человек ежегодно.
Эти учебные заведения расположены на всей территории нашей страны, от Калининграда до Владивостока. И,
конечно, наша задача — поддерживать на высоком уровне образовательные стандарты наших учебных заведений. Сегодня там преподают и делятся своими знаниями специалисты отрасли, которые накопили свой опыт не на страницах учебников, а в ходе работы на объектах.
Мы наращиваем лабораторную базу, внедряем тренажеры. Очень серьезные, новые, современные тренажерные комплексы установлены в наших вузах. Мы предполагаем также нарастить флот учебных судов, где курсанты будут проходить обучение непосредственно в море. Здесь мы выстраиваем совместную работу с теми компаниями, которые осуществляют перевозку. Такое частно-государственное партнерство предусматривается и в этом направлении.
Проблемы есть, но я считаю, что мы их успешно решаем. С удовольствием ждем всех молодых людей, потому что мы видим то внимание, которое уделяется транспортной отрасли со стороны Президента, Председателя Правительства России. Мы видим, что на долгие годы вперед обеспечены работой.
— Еще один вызов — цифровизация. Расскажите о проектах в этой сфере, в транспортной отрасли.
— Без этого никуда, и, безусловно, транспорт является одним из лидеров по многим направлениям. Это и электронные сервисы по приобретению билетов, в том числе мультимодальные пассажирские перевозки, и электронная очередь на пункте пропуска. Сегодня мы работаем над тем, чтобы вся инфраструктура пунктов пропуска, в том числе международных, основывалась на сложной инженерной компонентной базе исключительно для того, чтобы было удобно и безопасно пересекать границу и соблюдать все формальности, связанные с прохождением государственной границы, оформлением необходимых документов.
Интеллектуальный пункт пропуска — это наша цель, которую мы ставим перед собой, чтобы выполнить поручение Президента по сокращению до 10 минут времени прохождения пункта пропуска грузовыми автомобилями. До 2030 года мы планируем выполнить эту задачу на всех основных пунктах пропуска нашей страны.
Многие другие сервисы также внедряются в жизнь транспортника и пассажира — главного человека для нас.
— Когда на дорогах появится действительно беспилотный транспорт, как это может выглядеть и насколько это безопасно?
— Мы с вами знаем, что несколько компаний, в том числе мировых лидеров, работают в этой зоне, в том числе «Яндекс Такси». Уже более миллиона километров беспилотные такси прошли в Сколково, в Иннополисе, где испытываются эти технологии.
— Но все-таки они с пилотом едут?
— Это определенный уровень беспилотного движения, но без прохождения этого уровня мы не можем подняться на следующую ступеньку. И если говорить про пассажирское движение, мы, конечно же, обязаны помнить и про грузовые перевозки. И здесь наша страна, и производители техники тоже являются одними из лидеров. Больше 40 грузовых машин у нас сегодня движется в беспилотном режиме по трассе Москва — Санкт-Петербург. Мы готовимся к тому, что в следующем году на новую трассу Москва — Казань также выйдут беспилотные автомобили. Я лично общался с компаниями-грузоотправителями, с перевозчиками, которые заинтересованы в этой технике. Сегодня системы беспилотного управления достигли очень высокого уровня, поэтому мы предполагаем, что в ближайшем будущем поднимемся на следующую ступеньку, когда полностью без участия человека можно будет этим пользоваться. Но это мы говорим про беспилотное движение на автомобильных дорогах. У нас еще есть два парома, которые совершают регулярные рейсы между Усть-Лугой и Балтийском в Калининградской области. Они тоже оснащены необходимым оборудованием, и частично маршрут проходит в беспилотном режиме. Поэтому морские перевозки тоже охвачены этим видом транспорта. Ну и, конечно, воздушное движение. Это беспилотники, беспилотные авиационные системы. Здесь мы вместе с нашими коллегами из Минпромторга создаем необходимую правовую базу для использования такого вида транспорта и в воздушном пространстве.
— Роман Владимирович, спасибо за интервью.