ВО ВСЕМ МИРЕ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ — ОДИН ИЗ КРУПНЕЙШИХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЩЕБНЯ И ЩЕБЕНОЧНОЙ ПРОДУКЦИИ. РАЗВИТИЕ ДОРОЖНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НЕ ТОЛЬКО СУЩЕСТВЕННО СТИМУЛИРУЕТ ДОБЫЧУ И ПЕРЕРАБОТКУ НЕРУДНЫХ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ, НО МЕНЯЕТ НОРМАТИВНУЮ БАЗУ В ОБЛАСТИ КАМЕННЫХ МАТЕРИАЛОВ, ПРИВОДЯ ЕЕ В СООТВЕТСТВИЕ С ПЕРЕДОВЫМИ МЕЖДУНАРОДНЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ.
ПОСТПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
В 2019 году при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений было использовано 16,3 млн тонн щебня, в том числе 6,5 млн тонн по ГОСТ 32703-2014 «Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования» и 9,8 млн. тонн по ГОСТ 8267-93 «Межгосударственный стандарт. Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия».
Действующий в настоящее время межгосударственный ГОСТ 32703-2014 включен в Перечень стандартов технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» (ТР ТС 014/2011). Потребление щебня по нему ежегодно растет, потому что истекает срок действия деклараций на соответствие качеству щебеночной продукции по ГОСТ 8267-93.
Технический регламент ТР ТС 014/2011 был принят в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 No 827. Период для перехода на новый регламент на территории стран, входящих в Таможенный союз, завершился 1 сентября 2016 года. С этого момента строительство, реконструкция, ремонт и капитальный ремонт, а также эксплуатация автомобильных дорог общего пользования осуществляются в соответствии с межгосударственными стандартами из перечня, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 18.09.2012 No 159. Эти стандарты применяются на добровольной основе.
Потребление щебня по ГОСТ 8267-93 продолжается, поскольку часть проектной документации на проведение дорожных работ подготовлена в период, когда он еще был включен в Перечень стандартов для соблюдения требований ТР ТС 014/2011. До 1 сентября 2016 года материалы,
изготовленные по этому стандарту, получали декларации или сертификаты соответствия межгосударственным требованиям сроком до пяти лет. Таким образом, поставка щебня по ГОСТ 8267-93 возможна только при реализации проектов, утвержденных до завершения переходного периода на новые стандарты, и при наличии документов о подтверждении соответствия требованиям ТР ТС 014/2011.
Общая ориентировочная потребность в поставках щебня в 2020 году составит в районе 71 млн. тонн. Подведомственные Федеральному дорожному агентству федеральные казенные учреждения, выступающие в роли Заказчиков, применяют при производстве работ щебень по ГОСТ 32703-2014. В текущем году на федеральных автомобильных дорогах планируется использовать в районе 10,3 млн. тонн щебня, изготовленного по этому стандарту, это почти в 2 раза выше показателей предыдущего года. В 2016 году объем щебня, применяемого по ГОСТ 32703-2014, составил немногим в районе 600 тыс. тонн, что в 11 раз меньше, чем в 2019 году.
За последние годы при непосредственном участии Федерального дорожного агентства был разработан комплекс межгосударственных стандартов, направленный на обеспечение на добровольной основе требований ТР ТС 014/2011. Разработка велась в рамках реализации
специальной Программы, утвержденной решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 июня 2012 г. No 81. В состав комплекса вошел 171 межгосударственный стандарт, устанавливающий требования к процессам (изыскание, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт и эксплуатация) и к продукции (дорожно-строительные материалы и изделия), а также межгосударственные стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов.
С 1 сентября 2016 года, по окончании действия переходного периода к стандартам ТР ТС 014/2011, действие новых требований распространяется на все автомобильные дороги общего пользования, за исключением улиц населенных пунктов. Это основа нормативного обеспечения дорожных отраслей государств-членов Евразийского экономического союза. Принятый комплекс межгосударственных стандартов устанавливает единые унифицированные требования к автомобильным дорогам на всем их жизненном цикле: изыскание, проектирование, строительство и эксплуатация.
НОРМАТИВНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ
С учетом действующих международных норм по заданию Росавтодора актуализировано 20 межосударственных стандартов, в которых установлены технические требования к щебню и гравию из горных пород, а также определены методы их испытаний. В частности, реализован переход от применяемых в Российской Федерации сит с круглыми ячейками к применяемым во всем мире ситам с квадратными ячейками. Предложения об использовании таких сит часто звучали от разных специалистов; сейчас их применение приводит отечественную
нормативную базу в области каменных материалов в соответствие с передовыми зарубежными стандартами.
Появление новых межгосударственных стандартов на каменные материалы подталкивает специалистов к переработке действующих нормативных документов, регламентирующих технические требования и методы испытаний асфальтобетонных смесей и асфальтобетона.
В настоящее время в Российской Федерации действуют две системы проектирования асфальтобетонных смесей, в которых предусмотрено применение дорожно-строительных материалов, соответствующих требованиям ТР ТС 014/2011:
- ГОСТ Р 58406.1-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси щебеночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон. Технические условия» и ГОСТ Р 58406.2-2020 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон.
Технические условия», а также сопутствующие им стандарты; - ГОСТ Р 58401.1-2019 «Дороги автомобильные общего пользования. Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объемноункционального проектирования. Технические требования» и ГОСТ Р 58401.22019 «Дороги автомобильные общего пользования.
Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Система объемно-функционального проектирования. Технические требования», а также сопутствующие им стандарты.
При этом в части проектирования асфальтобетонных смесей требования ТР ТС 014/2011 распространяются только на материалы, применяемые в области дорожного хозяйства, и не ограничивают выбор методики проектирования асфальтобетонных смесей. Органы управления дорожным хозяйством при проектировании самостоятельно выбирают любой из этих национальных стандартов, исходя из климатических, эксплуатационных
и экономических условий.
Государственный контроль за соблюдением требований ТР ТС 014/2011 осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. No 1443 «О компетентных органах Российской Федерации по обеспечению государственного
контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог».
Нормативная база еще будет совершенствоваться по мере исполнения национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Изменения в любой области стандартов дорожного хозяйства неизбежно повлекут за собой модернизацию смежных направлений
– не только в сфере влияния требований технического регламента Таможенного союза, но и в пределах городских агломераций.