Понятие «цифровая экономика» обретает все больший практический смысл, в том числе, для дорожной отрасли. Следуя путем инноваций, петербургская проектно-изыскательская компания «Дорианс» выводит на рынок принципиально новый сервис — «Прозрачное проектирование». Суть его заключается в предельной открытости для клиентов. Заказчик через сайт компании может сам отследить ситуацию, все этапы работ, степень их выполнения и даже увидеть в режиме «онлайн», кто и как работает над его проектом. Напомним, что в No79 журнала «Дороги. Инновации в строительстве» уже рассказывалось о теоретических аспектах этого нового сервиса. Недавно собственник и генеральный директор компании «Дорианс» Сергей Луценко сообщил, что для «Прозрачного проектирования» одобрено получение своего товарного знака. Пришло время вопросов по практическому внедрению новшества.
— Сергей Валентинович, ожидаемое вами получение товарного знака — повод еще раз задаться вопросом об уникальности вашего сервиса. Можно ли считать «Прозрачное проектирование» мировым ноу-хау?
— Покажите еще хотя бы одну проектную компанию, где люди работают под камерами со звуком, и это можно видеть и слышать через Интернет. Однако суть, конечно, не в тотальном контроле, а в качественном улучшении ежедневного взаимодействия с заказчиками. Лично меня вдохновил опыт сетевых компаний по доставке еды, когда выполнение заказа можно отследить на каждом этапе. Мы решили повторить нечто подобное в рамках проектирования. Если это полноценно отладить на нашем уровне, надеемся получить возможность продвигать свой «продукт» в общероссийском масштабе. — То есть это не инновации ради инноваций, не лабораторный эксперимент? — Действительно, задачей ставится решение достаточно конкретных проблем по улучшению качества и ускорению проектирования. Вот сейчас на очередном объекте в Ленобласти мы видим, что подрядчик не справляется, а заказчик, разумеется, недоволен. Применительно к проектировщикам это, к сожалению, распространенная ситуация, обусловленная тем, что далеко не все содержат в штате необходимых специалистов, привлекая фрилансеров под конкретный объект. Отсюда и сложность управления коллективом, необязательность, срыв сроков и т. д. Это удел большинства мелких компаний в проектировании. При участии в тендере они могут прописывать, например, тридцать человек, а в штате иметь только пять.
Разумеется, мы тоже не огромный проектный институт, фрилансеров иногда привлекаем, но они выполняют у нас второстепенные работы, не имеющие решающего значения. Заходите на наши сайты — www.dorians.ru, www.прозрачное-проектирование.рф — и вы сами увидите, как у нас полный день работают реальные, а не виртуальные специалисты.
— «Дорианс» работает в нескольких строитель- ных направлениях. Какую роль в том, что вы ре- шили создать такую систему, сыграло именно до- рожное?
— Я сам был проектировщиком автомобильных дорог, это изначально являлось нашим основным направлением и остается им до сих пор, что видно и из названия компании. Со временем дополнительно занялись изысканиями, инженерными сетями и различными зданиями. Но ведь проблемы везде приблизительно одинаковые. Отсутствие эффективного взаимодействия с заказчиком наблюдается повсеместно.
Я разложил составляющие нашей работы и проанализировал проблемы. Тот же срыв сроков, даже если проект сам по себе выполнен качественно, может быть обусловлен несогласованностью действий разных сторон, связанных с его реализацией.
Вот конкретный пример. На четырех смежных участках четыре разных заказчика планируют построить четыре объекта разного назначения. По всей этой территории протекает один ручей. По идее, надо работать вместе, но каждый предлагает свое. Один — закрыть ручей в трубу, другой — оставить открытым, третий — вынести за пределы участка, а четвертый вообще еще ничего не решил. Но вдруг оказывается, что старый глава района ушел, а нового никак не назначат, общее решение затягивается на неизвестное время и т. д.
— А ваша система как помогает решать такие вопросы?
— Нового главу администрации я, понятно, назначить не могу, но в рамках своих компетенций мы идем к тому, чтобы, работая с заказчиком в ежедневном и прозрачном режиме, стараться предугадывать все возможные проблемы, обнаруживать их сразу и реагировать на них оперативно. Наша система помогает внешним пользователям интегрироваться в процесс проектирования. В конце концов, российская экономика, следуя мировому тренду, в целом идет по пути цифровизации, и нам хотелось бы быть в авангарде этого процесса.
— Насколько «прозрачное проектирование» уже внедрено вами в дорожную отрасль?
— Это только начало пути. Пока что мы внедряли элементы системы в ранее разработанные проекты. Уже два года пользуемся с этой целью облачными хранилищами данных и системой «Битрикс24». Теперь задача заключается в том, чтобы связать все «пазлы» воедино. У нас сейчас стартуют новые объекты, на них и опробуем «Прозрачное проектирование» в полном варианте. Сложность заключается в том, что мало дать заказчику возможность наблюдать за ходом работ, важно выстроить прозрачный бизнес-процесс так, чтобы за каждой выполняемой задачей прослеживалась другая в правильном порядке.
Из инноваций также предполагаем внедрение элементов искусственного интеллекта. Ради удобства заказчиков планируем соединить системы «Битрикс24» и WhatsApp, в которую будут выставляться основные задачи. Внутри компании собираемся роботизировать перевод документации при подготовке в экспертизу в формат pdf, что сейчас может отнимать много времени у квалифицированных сотрудников. Цель — освободить специалистов от рутинной работы и повысить производительность именно проектирования.
— Недавно, рассказывая о системе «Прозрачное проектирование», вы заявили, что «Дорианс» надеется занять лидирующие позиции на рынке проектно-изыскательских работ, как минимум, в своем регионе — в Санкт-Петербурге и Ленобласти, а со временем и в Москве. Между тем кризисные явления в российской экономике еще не преодолены, многие эксперты не спешат с позитивными прогнозами. Что помогает вам быть оптимистом?
— Могу повторить, что, с одной стороны, наши позиции и сейчас крепки. С другой стороны, в кризисы кто-то уходит с рынка, высвобождаются ниши. Позже их часто занимают именно те компании, которые смогли предложить новые и более эффективные решения. Мы со своим «прозрачным проектированием» первыми вышли на дорожно-строительный рынок, причем имея квалифицированные кадры и уже немалый — почти 12 лет — опыт работы. Это и позволяет нам надеяться на успех.
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Тел.: (812) 677-91-71, (499) 678-08-78
(921) 795-53-29, (926) 051-55-00
www.dorians.ru
Беседовал Сергей ЗУБАРЕВ